Истории

Что теперь будет с российскими интернет-шоперами

Часть экспресс-перевозчиков больше не будет доставлять посылки из зарубежных интернет-магазинов частным лицам в России. А вскоре, очевидно, «шоперов» ждет новый удар: снижение беспошлинного лимита на покупки (предположительно до 150 евро по сравнению с нынешней 1 тысячей евро). Официально заявленная цель такого закручивания гаек: борьба с «серой» интернет-торговлей. Крупные российские интернет-ретейлеры радуются: по экспертным оценкам, до 15% онлайн-покупок россиян приходится на зарубежные магазины – теперь кусок этого «пирога» отправится в рот отечественному продавцу. Пессимисты считают, что новые меры – не меркантильные, а политические: громко скрипя, на Россию опускается железный занавес.

Таможня

В DHL официально заявили, что прекращают доставлять посылки частным лицам в России с 27 января. FedEx прекратил еще 21 января. В UPS пользователям говорят, что продолжают работать с Россией, строго соблюдая новые правила. Та же история с СПСР. Все эти компании – участники Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП). На днях в Сети распространили скан письма Ассоциации: «…компании-члены АСЭП вынуждены прекратить импорт в Россию экспресс-грузов, содержащих товары для личного пользования». Потом, правда, Ассоциация опровергла  информацию, сообщив, что в прессу попал «проект письма».

Но факт остается фактом: посылки, отправленные DHL и FedEx в последние дни, разворачивают в пути и отправляют назад, в магазины. Так, например, случилось с покупкой одного из пользователей ЖЖ-сообщества virtualshopping: британский интернет-магазин Surfdome предупредил, что товар, отправленный FedEx, вернется и будет выслан вновь другой курьерской службой. Позже добавил, что пока магазин приостановил доставку в Россию.    

Услугами экспресс-перевозчиков пользуется большое количество зарубежных интернет-магазинов. Новость застала их врасплох. На выходных 25-26 января многие из них (Shopbop, Net-a-porter, The Outnet и другие) опубликовали на своих сайтах объявления для российских покупателей: доставка грузов временно приостановлена, мы работаем над устранением проблемы, а пока рекомендуем вам заказывать товары на зарубежные адреса (например, родственников или друзей).

Крупные магазины явно не хотят терять российского покупателя.

Что же произошло? Федеральная таможенная служба (ФТС) с 4 января 2014 года умножила количество проволочек, связанных с оформлением «частных» посылок, тем самым увеличив время доставки грузов и нивелировав само понятие «экспресс-доставка». Проволочки напрямую затрагивают покупателя: это ему приходится возиться с передачей бумажек компании-перевозчику (копия паспорта, скан заказа, договор на оказание услуг по таможенному оформлению и так далее). Петербуржцы, пользовавшиеся услугами DHL, в курсе, что всё это и раньше надо было предоставлять перевозчику, и ничего особо сложного здесь нет. Для Москвы условия были попроще. Остальные перевозчики (FedEx, UPS, СПСР) от клиентов особой бюрократии не требовали; а у FedEx вдобавок были приятные условия для Петербурга (упрощенная «растаможка» грузов стоимость до 1 тысячи евро – в то время как для остальных регионов лимит равнялся 200 евро).

«Почту России» и ее «дочку» EMS, которую с большой натяжкой можно причислить к экспресс-доставке, поскольку со скоростями там явные проблемы, изменения не коснулись. Это значит, что такие магазины, как британский Amazon, крупнейший интернет-сток Yoox, «шмоточные» Asos (Великобритания) и Revolveclothing (США), люксовый Ssence и прочие продолжат работать в прежнем режиме.

Что же будет дальше? Есть несколько вариантов развития событий. 

Первый. Часть зарубежных интернет-магазинов перейдет на «Почту России» и EMS. Если «Почта» не нарастит мощности (а этого пока ничто не предвещает), случится коллапс: посылки, которые сейчас идут, в среднем, по месяцу, будут добираться до покупателя через 2-4 месяца. Если вообще. Как вариант – магазины обратятся к оставшимся экспресс-перевозчикам (той же UPS).

Второй. Часть зарубежных интернет-магазинов перестанет осуществлять доставку в Россию. Впрочем, карты российских банков принимать продолжат: это значит, что товары можно будет покупать – и пересылать на адрес посредника-мейлфорварда; тот в свою очередь, используя обычную почту или СПСР, будет отправлять в Россию. Стоимость доставки таким образом заметно увеличится – однако в большинстве случаев это будет дешевле, чем покупать аналогичный товар в местном интернет-магазине или торговом центре. Кроме того, процентов 50 вещей, которые «шоперы» приобретают за границей, до российских полок просто не доходят.   

Третий. Вариант для петербургских автомобилистов: заказ посылок на адрес в ближайшей Финляндии (например, в Лаппеенранте). Туда курьерские службы заказы исправно доставляют, не требуя местной прописки. Можно ездить раз в месяц-два – заодно и визу «откатывать».

Четвертый. Через 3-4 месяца DHL одумается и снова станет доставлять грузы «физикам» (физическим лицам) в Россию. Либо (что менее вероятно) одумается ФТС – и вернет прежний порядок оформления посылок.

Лимит

Но отказ ключевых курьеров возить зарубежные покупки в Россию – это еще не все. Дальше – хуже: уже не приходится сомневаться, что снизится порог беспошлинных отправлений. Пока Минфин устами Антона Силуанова озвучил цифру 150 евро: всё, что  ниже – пошлиной не облагается; всё, что выше (и вплоть до 1 тысячи евро) – облагается десятипроцентной пошлиной. Сейчас, напомним, если покупка стоит больше 1 тысячи евро, с разницы взимают тридцатипроцентную пошлину.

Еще из предполагаемых новых правил: сокращение веса международных отправлений и сокращение принимаемых посылок в месяц до одной в руки. Однако последнее начинание выглядит труднореализуемым: таможня, скорее всего, просто не сможет уследить за каждой из миллиона посылкой.

На сайте РОИ с октября 2013 года ведется сбор подписей против этих инициатив. 

Что будет на самом деле, мы, очевидно, узнаем в феврале: на днях вице-премьер Аркадий Дворкович заявил ИТАР-ТАСС, что до 11-го числа правительство «сформирует консолидированную позицию по усилению контроля за интернет-торговлей».  

С одной стороны, снижение беспошлинного порога – цивилизованная мера: в уже упоминавшейся Финляндии этот порог вообще составляет 45 евро – и ничего, живут, покупают. С двумя существенными «но»: во-первых, уровень коррупции в Суоми несоизмеримо ниже, и налоговые поступления распределяются более-менее прозрачно и честно – то есть не на элитные дачи для чиновников; во-вторых, цена и качество товаров, которые являются основным объектом интернет-шоппинга (одежда, электроника), в Финляндии ниже и выше соответственно.

На что же пойдут заработанные на российских «шоперах» деньги? Как выяснилось, среди прочего – на некую «инженерную инфраструктуру». Об этом недавно заявил Владимир Путин. А Дмитрий Медведев поручил правительству рассмотреть такую возможность. Не на развитие «Почты России». Не на стимуляцию отечественного производителя, который, по уму, должен бы выдавать на гора то, что сегодня россияне предпочитают покупать за рубежом. Деньги так называемого среднего класса (который преимущественно и занимается интернет-шопингом) пойдут на трубы. Или – в трубу.

Мнения

Иван Котляров, доцент кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента факультета экономики НИУ ВШЭ в Петербурге: «С АСЭП произошло следующее: они были вынуждены отказаться от обслуживания корреспонденции частных лиц, потому что не готовы выполнять требования по срокам доставки в условиях усложнившейся таможенной очистки. Экспресс-перевозчики берут обязательства по выполнению сроков доставки: если сорвут – могут быть претензии. Оно им надо? Нет, конечно. Им проще закрыть сервис, чем потом объяснять, почему они не справились.

В практике таможенного регулирования есть две разновидности мер: так называемая тарифная и нетарифная. Тарифные меры – когда вы платите таможенную пошлину. Условный пример: Вы купили товар за рубежом за 1000 евро, заплатили тридцатипроцентную пошлину – в итоге получилось 1300 евро, а в России такая же вещь стоит 1200 евро. Получается, дома покупать выгоднее. Нетарифное регулирование – это когда вроде бы пошлины нет, но применяются разные скрытые ограничения: например, безумная по бюрократической сложности процедура таможенного оформления. Нынешнее усложнение таможенных процедур – мера нетарифного регулирования, примененная к интернет-торговле с частными лицами, и приведшая к отказу АСЭП работать с частными получателями.

Что касается снижения беспошлинного лимита – на первый взгляд похоже, что это мера по защите отечественного интернет-ритейла. С другой стороны, вполне возможно, что это также мера по борьбе с недобросовестными интернет-торговцами из России. Сейчас такие интернет-торговцы заказывают товары за рубежом как физические лица – и пошлину не платят. В этом смысле мера ударит по сереньким маленьким бизнесам. То есть чистый бизнес и борьба с уходом от налогов.

Я не исключаю, что по ряду товаров заказы даже при пошлине от 150 евро будут выгоднее за рубежом, чем при покупке в России – к сожалению, в нашей стране цены на многие товары чрезмерно высоки по сравнению с заграницей. Главным отпугивающим фактором для многих клиентов, потенциально заинтересованных в покупке товаров за рубежом через интернет, как мне кажется, станет не столько рост пошлин, сколько нежелание связываться с российской таможней.

Кроме того, 150 евро – примерно 7 тысяч рублей. Это не такая маленькая сумма, в целом соответствующая запросам значительной массы потребителей. Иначе говоря, интересы многих, если не большинства, потребителей, новое регулирование не затронет.

Недовольство людей может быть обусловлено не только экономическими причинами (никто не хочет платить больше), но и страхом ограничений – в снижении возможностей приобретения товаров за рубежом люди вполне могут увидеть ограничение контактов с заграницей. Это их, естественно, пугает».

Андрей Заостровцев, экономист, журналист: «Нынешние меры - это стремление к изоляционизму России, которое в последние годы явно наблюдается. Впрочем, скорее всего, экономические соображения превалируют, но при этом на всякий случай  - считает власть - полезно будет также ограничить контакты наших людей с зарубежным рынком. Это выглядит глупо, но в логике действий современной власти». 

share
print