Истории

Петербуржцы хоронят домашних животных с родственниками и в парках

В Петербурге более полутора лет работает официальное кладбище домашних животных, но за всё это время там похоронили чуть больше сотни питомцев. Горожане продолжают закапывать умерших животных на дачах, в парках, подхоранивать к родственникам, хранить урны с прахом дома.

«Сегодня иду домой по Серафимовскому кладбищу и вижу, как две женщины, на вид приличные, копают большую яму на могиле. Я сначала опешила, стою, смотрю. А одна мне говорит: кот умер и мы закапываем его на могиле моего отца. Мол, что нужно? Проходи давай... В администрацию кладбища сходила. Они обещали проверить, кого это там хоронят», - рассказывает одна из пользовательниц интернет-форума LittleOne.

Подхоранивание домашних любимцев к покойным родственникам  не редкость для Петербурга. Порой это делается с негласного одобрения (и даже при деятельном участии – как взаимовыгодном, так и бескорыстном) сотрудников кладбищ. Пишет пользователь того же LittleOne: «Мы кота на территории семейного захоронения определили, могильщик закопал, в коробку не заглядывал, денег не просил. Сказал, всякое бывает: и хомяков у оградки, и в могилу здоровенную овчарку вместе с хозяином хоронили».

Часто животных хоронят на дачных участках и в парках. В последних время от времени городские власти ликвидируют массовые скопления могилок. Так, в 2007 году была очищена от захоронений местность рядом с цирком в Автово; в 2008-м к ужасу владельцев животных снесли все надгробия, венки и оградки в парке Сосновка – к тому времени нелегальное кладбище просуществовало 40 лет; в 2013 году ликвидировали могилки в Лисьем Носу. В городском Комитете по благоустройству пояснили: «Территория нелегального кладбища попадала в границу лесов Петербурга, а по лесному законодательству это недопустимо».

Как, впрочем, недопустимо и по «Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», согласно которым все трупы животных и птиц должны кремироваться. «Уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается», - указано в правилах. В законе «Об административных правонарушениях в Петербурге» нет отдельной статьи, карающей граждан за самовольные захоронения домашних животных, но в некоторых случаях подобные действия подпадают под статью 31 («Нарушение правил охраны и использования парков, садов, скверов, бульваров, детских и спортивных площадок», штраф 2-5 тысяч рублей).

Кремацией умерших домашних животных в Петербурге занимается ОАО «ПТЦ Спецтранс». В прейскуранте читаем: «Уничтожение биологических отходов до 10 кг, сдаваемых физическими лицами (за исключением пенсионеров)» - 1 тысяча рублей; от 10 до 85 кг – 2,5 тысячи рублей.

По закону, кошка или собака – это вещь. Но владельцам «вещей» не нравится, что их питомцев – пусть и покойных – называют «биологическими отходами». Кроме того, многие люди «Спецтрансу» просто не верят. Силён миф: они-де деньги возьмут, а мертвую собаку на первой же помойке выкинут.

Казалось бы: не веришь «Спецтрансу» – обратись в службу Городского кладбища домашних животных и проконтролируй процесс. Единственное официальное профильное кладбище открылось в Красногвардейском районе на улице Электропультовцев в июне 2012 года. Там животное кремируют и – при желании владельца – захоронят: в колумбарии - за 4200-5400 рублей; в земле – от 3600 рублей плюс оплата работ по захоронению.

«Кладбище востребовано, но обращений по поводу захоронений не сказать, что очень много. Основные услуги, пользующиеся спросом, – как общая, так и индивидуальная кремация питомцев, - говорит начальник ритуальной службы «Друг» при Городском кладбище животных  Виктор Аксенов. - Я бы не сказал, что захоронение стоит дорого. Скорее, у нас по менталитету люди еще не готовы захоранивать животных – так, как людей. На Западе эта индустрия развивается с XIX века, а до нас дошла только в XXI. Вот и получается, что в теплое время года люди, в основном, сами захоранивают домашних животных, создавая нелегальные кладбища».

По словам Аксенова, сейчас на кладбище свободно порядка 50 тысяч ячеек в колумбарии и около 10 тысяч земельных участков. За 2012 год (с июня, когда открылось кладбище) захоронений в колумбарии было 44, на земельных участках – три. За 2013 год – 54 и 19 соответственно.

Только по официальным данным в городе около 400 тысяч домашних животных. 

«Не хотелось бы, чтобы из города сделали кладбище. Надо горожанам прививать культуру. Сейчас этих бобиков, кошечек и других тварей божьих и на помойках бросают, и в Неве топят, и во дворах в клумбах захоранивают. Я часто на улице спрашиваю у собачников: вы знаете, что в Петербурге официальное кладбище есть? Нет, не знаем - отвечают», - рассказывает специалист отдела по связям с общественностью СПб ГУ «СПб городская станция по борьбе с болезнями животных» Юрий Марасанов.

Принято считать, что несанкционированные захоронения животных несут угрозу не только (и не столько) эстетике местности, сколько здоровью человека: они чреваты эпидемиями. Однако в городском Управлении ветеринарии не смогли припомнить, когда бы в последний раз нелегальные кладбища домашних животных создавали реальную угрозу – в отличие от скотомогильников сельхозживотных, в которых и сибирская язва, и чума свиней, и какая еще только зараза не водится. Впрочем, в Управлении тут же добавили, что «опасность есть всегда». 

share
print