За четыре года в Петербурге стало почти на 6% больше автомобилистов. Большинство из их пересели в личный транспорт с коммерческих маршруток. Общественный транспорт остается основным в нашем городе, но говорить, что его популярность растет, не приходится. Многие маршруты представляют собой «воздуховозы».
По данным опросов ГУП «СПб Информационно-аналитический центр», основным видом транспорта для более чем половины петербуржцев стабильно является общественный государственный: трамвай, троллейбус, автобус, метро и электричка. С 2009 года резко сдали позиции коммерческие маршрутки. Стремительно растет число автомобилистов. В целом транспортная картина выглядит так:
Государственный общественный транспорт: 56,2% (2013), 56,7% (2009).
Личный автомобиль: 32,4% (2013), 26,7% (2009).
Коммерческие маршрутные такси: 8,2% (2013), 14,7% (2009).
Другие виды (служебный, такси, частники): 3,2% (2013), 1,9% (2009).
Каждый пятый (21,2%) петербуржец тратит для поездки на общественном транспорте в одном направлении (на работу, учебу, в магазины и тому подобное) более часа. Половина (48,3%) горожан, для которых основным видом транспорта для передвижения по городу и пригородам является личный автомобиль, ни при каких обстоятельствах не готова отказаться от него в пользу общественного транспорта. Те, кто готов это сделать, мотивируют это, в основном, причинами, связанными с улучшением транспортной инфраструктуры.
Председатель партии «Демвыбор» в Петербурге, транспортный эксперт Иван Летюхин: «Только кажется, что все в Петербурге ездят на машинах. Доля автомобилистов растет за счет роста автопарка, но остается относительно небольшой. Эта иллюзия возникает, потому что улично-дорожная сеть едва справляется с массой автомобилей. Уменьшение доли горожан, которые пользуются общественным транспортом, означает, что часть из них пересела на автомобили, а часть вынуждена ходить пешком. Во-первых, общественный транспорт дорожает. Во-вторых, ситуация с пробками ухудшается. Если раньше 15-20-минутный путь целесообразно было проехать, то сейчас его лучше пройти. В городе немало маршрутов общественного транспорта, которые представляют собой воздуховозы».
Эксперт общественного объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин: «Не верится, что просели маршрутки. Петербург по-прежнему подвержен "синдрому приобретенного маршрутизма". Этот вид транспорта в нашем городе, да и везде в России, сравним с удобством справлять нужду там, где приспичило, а не где есть туалет. С 2009 уменьшилось количество маршруток, но из реально работавших "прибили" всего процентов пять. Остальные и так особой погоды не делали.
Я также не особо верю, что снижается интерес к общественному транспорту, хотя причины для этого есть. Вы платите за время. Недавно я первый раз в жизни оказался у станции метро «Купчино», откуда мне нужно было воспользоваться автобусом 50 маршрута. Я проклял все на свете. На аншлагах написано одно – происходило совершенно другое. Автобус, который должен ходить раз в 15 минут, пришел через 40. Как вы думаете, какой осадок у меня остался?»
В 2014 году социальные и коммерческие виды транспорта будут перевозить пассажиров по старым тарифам.