В Купчино на улице Фучика в конце декабря открывается временный передвижной дельфинарий. Не все ему рады. Некоторые местные жители и зоозащитники организовали протестную группу и требуют от «Роспотребнадзора» проверить условия содержания морских животных. А от правительства города — закрыть «передвижную живодерню», в которой, по мнению активистов, пострадают и дельфины, и люди. Но формально Фемида на стороне руководителей дельфинария: просто потому что никаких законов для подобных аттракционов в России до сих пор не придумали.
Два черноморских дельфина, два северных белых кита и три морских котика — таково поголовье передвижного аква-комплекса «Дельфин Land». Он располагается на ул. Фучика, 2А, рядом с ТРЦ «РИО». До этого дельфинарий гастролировал в Смоленске, последнее представление там было 15 декабря. В Петербурге шоу начнутся 27 декабря. Ожидается, что заведение пробудет в нашем городе полгода.
На официальном сайте дельфинария читаем: «Цель проекта — дарить людям радость и отличное настроение. Ведь не у каждого человека есть возможность поехать на море и увидеть дельфинов. А мы можем воплотить в реальность возможность пообщаться с удивительными обитателями морской фауны».
Местная жительница Полина Захарова проходила мимо ангара с надписью «Дельфинарий» около недели назад. Об увиденном написала на страничке «ВКонтакте»: «Девушка, раздающая листовки, радостно пояснила, что работать они будут все праздники без выходных и потом тоже почти каждый день. На мой вопрос, знает ли она, в каких условиях содержатся там животные, что от хлорки у дельфинов слезает кожа, что в таком маленьком пространстве нельзя содержать этих животных, что дельфинарии запрещены уже во многих цивилизованных странах, она ответила: „Так деньги же“».
Фото: vk.com, группа «Я против передвижного дельфинария!»
Полина и другие возмущенные жители, а также зоозащитники организовали «ВКонтакте» группу «Я против передвижного дельфинария!». Отправили жалобу в «Роспотребнадзор» и обращение в администрацию Петербурга. Составили петиции: здесь, здесь и здесь.
Полина перечисляет, что именно вызывает негодование у участников инициативной группы: «Смущает, что это передвижной резиновый ангар-живодерня. Животные гастролируют и постоянно находятся в состоянии стресса. Второе — небольшой размер ангара, в котором живут семь особей. Вычитаем из площади саму арену, сидячие места, бассейн, холл, технические помещения — где животные содержатся после выступлений? Как правило, это узкие емкости-клетки, где животное не может нормально двигаться. Естественно, психика претерпевает необратимые изменения. Как следствие — контакт с такими животными может быть опасен. И не надо рассказывать, что „дельфины радостно, как щенки, плещутся в этом бассейне“. Это бред! И третье — очистка воды с помощью хлорирования. Какой процент хлорки будут разводить? Это на совести дельфинария. Из-за хлорки у животных ослабевает иммунитет, они более подвержены инфекциям. Некоторые из них — например, энтеровирусная инфекция — могут быть заразными для человека. Для меня такой дельфинарий — комбинация опасности для животного и человека».
Согласно данным на официальном сайте передвижного дельфинария, в комплексе оборудован бассейн водоизмещением 1 тысяча тонн, глубиной 3,5 метра: «Все так, как нужно для животных».
В «Центре реабилитации морских животных Ленинградской области», посмотрев на фото дельфинария, заявили, что жители беспокоятся не напрасно: комплекс и правда выглядит слишком маленьким. А аспиранта биолого-почвенного факультета СПбГУ, специалиста по морским млекопитающим и участника проекта по исследованию косаток на Дальнем Востоке России Татьяну Ивкович вдобавок смутил пассаж про «профильтрованную морскую воду»: «И откуда они её берут? Из Финского залива?» Действительно, даже на сайте стационарного Санкт-Петербургского дельфинария, расположенного на Крестовском острове, читаем, что «в бассейне используется искусственная морская вода», которая «постоянно очищается, хлорируется».
«Для того, чтобы спортивный бассейн, который посещают люди, соответствовал санитарным нормам, требуются специальные водные коммуникации или ещё что-то. Но люди всё-таки, извините, не испражняются в бассейн. А трех-четырех-метровые дельфины живут в этом бассейне и, естественно, все отходы их жизнедеятельности тоже там. Разумеется, помимо „отфильтрованной морской воды“ там ещё есть хлорка и, возможно, что-то ещё для обеззараживания», — добавляет Татьяна Ивкович.
Поговорить с представителем самого «Дельфин Land» до выхода публикации корреспонденту «МР» не удалось. По телефону, указанному на официальном сайте, сообщили, что «у нас тут нашествие, общаться с прессой некогда» — и пообещали связаться с нами через несколько дней. Как только комментарий будет, мы его обязательно разместим.
Пока же представители ТРЦ «РИО» отвечают на претензии возмущенных горожан в своей группе «ВКонтакте»:
Формально закон на стороне дельфинария. Вернее — отсутствие закона. Один из создателей группы «Помощь дельфинам Черного моря», представитель Кольского экологического центра Владимир Латка рассказывает, что в России нет нормативов для передвижных дельфинариев. Зато есть санитарно-эпидеомиологические требования к условиям воды, в которой находится человек. Но это актуально лишь для заведений, практикующих так называемую «дельфинотерапию» — плавание в бассейне с дельфином. Такую услугу предоставляет стационарный Санкт-Петербургский дельфинарий. В афише «Дельфин Land» про купание с морскими животными ничего не сказано.
Комментарии
Владимир Латка: «Мы — группа «Помощь дельфинам Черного моря», зоозащитный центр «Вита», «Международный экологический союз» и другие организации — недавно направили обращения в Госдуму и Общественную палату РФ: отметили, что назрела необходимость создать нормативы для дельфинариев, так как животные в них страдают. Регламенты должны быть прописаны законодательно: кубатура на одного дельфина, с учетом видовых и возрастных особенностей
Если стационарные дельфинарии имеют возможность варьировать — например, отсаживать больную особь в отдельный бассейн, — то у передвижных нет средств для изоляции того или иного животного на время карантина.
В Европе есть нормативы по дельфинариям, принятые Евросаммитом. Свои нормативы есть в США. А у нас все предписания носят рекомендательный характер. Сейчас дельфинарии развиваются варварскими методами: кто что хочет, тот то и делает.
Кроме того, что такое передвижной дельфинарий? Это означает, что дельфины все время в пути. Они недолго задержались на одном месте. При этом во время перевозки условия ухудшаются десятикратно. Обычно это крохотной водоемчик, предельная антисанитария. Животное страдает".
Татьяна Ивкович: «Нет таких бассейнов, которые бы отвечали потребностям китообразных. Дельфинов ловят и дрессируют, чтобы потом использовать в цирковых представлениях для развлечения публики — для коммерческих целей. Хотя официальное обоснование отловов — культура и просвещение. Но публика остаётся в неведении о том, как устроен этот бизнес, и о том, кто такие дельфины и чем они живут. С дельфинами всё сложнее, чем с другими цирковыми животными. Когда человек видит медведя в юбке на велосипеде, он хотя бы может себе представить ту среду, в которой живёт медведь в природе.
Во-первых, у дельфинов и белух такая морфология черепа, что людям кажется, будто они улыбаются. Раз улыбаются, значит, радуются. Во-вторых, море — это чуждая нам среда. Для нас это просто вода. А между тем, это очень богатая среда обитания, в которой происходит сложная, насыщенная социальная жизнь. Море — важное условие для существования этих животных с высоким уровнем интеллекта. Поэтому не зря часто предлагается поставить человека на место дельфина и попытаться понять, гуманно ли содержать их в бассейне или нет.
Это не значит, что дельфины такие же умные, как люди. Просто у нас, у высших приматов и зубатых китов, сходные эволюционные стратегии — повышение уровня интеллекта, усложнение социальной жизни, низкий уровень смертности среди взрослых, низкий уровень рождаемости, высокий родительский вклад самок в заботу о потомстве. Интеллект помогает выживать и адаптироваться к новым условиям. В общем, дельфины очень умные, но по-своему. А ещё они могут проходить десятки-сотни километров за сутки. И бассейн с голыми стенами, где трех-четырех-метровые животные вынуждены провести свою жизнь, вовсе не отвечает их потребностям. Дельфина в бассейне можно сравнить с человеком, навсегда запертым в маленькой пустой комнате".