Вслед за введением новых категорий – для водителей микроавтобусов, скутеров и пр. – Министерство образования озаботилось программами обучения молодых водителей в автошколах. Новый проект – как следует учить курсантов – опубликован. Эксперты «Моего района» предложения раскритиковали: помощь психологов и социологов будет бесполезна, если человек не умеет водить, а значит, начинать нужно с увеличения водительской практики.
Сразу поясним: с 5 ноября вступили в силу те самые поправки в Закон о безопасности дорожного движения, но ни ГИБДД Петербурга, ни тем более городские автошколы пока не перекроили систему обучения. Школы не набирают учебные группы для водителей (точнее — водительниц) на автомате и не закупают соответствующих машин. В межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе их тоже нет. В МРЭО ждут приказов и директив из Москвы, где новый регламент будет расписан от и до, автошколы ждут отмашки от городского ГИБДД.
Нынешняя схема подготовки к экзаменам включает в себя всем известные 20 билетов по 20 вопросов: знание ПДД и кодексов, азы медицинской помощи и т.п. Дополнительно курсанты изучают устройство двигателя и его тактико-технические характеристики (какая передача быстрее — первая или задняя). К этим двум блокам должен, по идее, добавиться третий — психологический. Чтобы водитель знал, как фиксировать внимание и не отвлекаться. Чтобы умел сдерживать себя в конфликтной ситуации. А еще авторы программы предлагают разбирать по косточкам известные сцены из кино и рекламных роликов, чтобы отличать вредное влияние от полезного. А то вдруг люди не знают, что через разводящийся мост прыгать нельзя. Отдельные часы будут отведены взаимоотношениям на дороге с соседями — большими (дальнобойщиками) и малыми (пешеходами и велосипедистами).
Сроки теоретической подготовки будут увеличены со 110 часов до 160 (категория В). Вождение — с 50 до 52 (АКПП) и 54 (механика).
Координатор МОД "Комитет по защите прав потребителей автомобилистов" Александр Холодов отметил, что, хотя нынешняя система подготовки водителей и требует пересмотра, начинать все-таки надо с увеличения часов наката. Что толку от того, что психолог научит бороться со стрессом за рулем? Если водителя не научили ездить, эти стрессы у него никуда не денутся. К тому же очень вероятно, что 99% курсантов эти дополнительные уроки психолога сочтут ненужными и прогуляют.
«Кто будет преподавать эти психологические премудрости? — говорит Холодов. — Вряд ли инструктор, тут нужен профессиональный преподаватель. Значит, дополнительный сотрудник, а это повлечет увеличение стоимости курса. Обучение подорожает, курсанты будут искать где подешевле — и пойдут в итоге в ту автошколу, где учат плохо или совсем не учат.
Сам я считаю, что дополнительные знания не помешали бы. Но не все сразу. Например, можно сделать двухступенчатый курс. Получил права, а через два года проходишь еще один дополнительный курс. Во-первых, это время опасное для водителя, потому что приходит уверенность в своих силах, в своем опыте, а она ошибочная. Надо напомнить, что опыта еще нет. Во-вторых, дополнительный курс будет полезен для тех, кто, например, хочет превратиться из любителя в профессионала, пойти работать по найму. И эта ступень должна быть добровольной».
Надо сказать, Александр смотрел в корень — действительно, еще один учебный блок для будущих курсантов включает в себя профессиональные вопросы про диспетчерские и маршрутные листы, специально для тех, кто сразу по получении прав отправится наниматься в такси.
Кстати, профессионалы-инструкторы считают, что это вполне возможно — за 20 занятий научить ездить так, что водителю будет не страшно доверить жизнь и грузы.
«Мы в любом случае учим водительской этике: пропустить того, кто торопится, поблагодарить аварийкой, — говорит Владимир Моисеев, соучредитель школы Высшего водительского мастерства. — Зачем про это дополнительный курс читать? Главная заповедь водителя: не отвечать неадекватностью на неадекватность. Внушить себе, что главное — спокойствие. Ведь стресс за рулем — это всегда нагромождение ошибок. Они нарастают, как снежный ком. Сделал маленький косяк, начал нервничать, сделал большую ошибку, впал в панику и так далее, пока не сделаешь ошибку, уже роковую».
Владимир Моисеев отметил, что он против любых «учителей» на дороге. Это касается всех — и тех, кто откровенно провоцирует аварии, подрезая или оттормаживаясь на КАДе перед слишком медленными, на их взгляд, машинами. И тех, кто хладнокровно блокирует проезд «обочечникам». «Я сам пропускаю и других учу так делать. А вдруг у него жена рожает? А вдруг это офицер спецподразделения спешит на задание? Даже если не так, просто не обращай внимания на чужое хамство. Потому что если будешь реагировать на все, к концу дня элементарно сойдешь с ума.
Что касается увеличения наката и теоретических часов — то здесь каждый курсант требует индивидуального подхода. Можно сказать точно, что учить легче, чем переучивать, поэтому самый трудный клиент — это выпускник плохой автошколы, который каким-то образом получил права, а потом решил научиться по-настоящему. Для него вождение — стресс, инструктора он боится и ненавидит… Вот их переучивать долго. 16-летнего парня научить в два раза легче, чем 30-летнего, а 60-летнего — в десять раз тяжелей, чем 30-летку. Хотя и у нас была курсантка 72 лет от роду — училась она, кстати, на «механике». А вообще, надо корректировать не учебные программы, а систему сдачи экзамена. Площадка должна включать в себя семь элементов, а не три. Езда по городу — 40 минут, а не 5-7, потому что первые четверть часа водитель только привыкает к этой машине. Изменятся правила — изменятся и подходы к обучению в уважающих себя автошколах».