Истории

В Петербурге онлайн-карты общественного транспорта никуда не годятся: эксперимент

В Петербурге есть четыре онлайн-карты городского транспорта: две действующие и две «мертвые». Мы протестировали карты и пришли к неутешительному выводу: можно худо-бедно проследить разве что за маршрутами автобусов «Пассажиравтотранса», а также за небольшой частью троллейбусов и трамваев. Эксперты говорят, что от карт все равно пользы не будет, и надо внедрять электронные табло с расписанием на остановках.

Сайты

Официальный сайт для «слежки» — портал общественного транспорта Петербурга. Есть еще сайт, сделанный энтузиастами. Информация на обоих ресурсах не совпадает категорически. При этом городской сайт существует уже года полтора (но все еще в процессе разработки, как сообщает баннер). При  запуске проекта в марте 2012 года власти обещали, что в апреле вниманием будут охвачены все автобусы, в мае — весь электротранспорт, а летом — коммерческие маршрутки. За эти полтора года добавились разве что аквабусы. Хотя горожанам идея понравилась: расписание соблюдать довольно сложно, когда пробки и ремонт улиц, да и что толку с расписания, если ты не пользуешься маршрутом регулярно.

Здесь же, на официальном сайте, можно проложить маршрут — и он покажет, сколько времени придется добираться с учетом пробок, а точнее — с учетом скорости тех автобусов нужного вам маршрута, которые сейчас находятся на линии.

Система комплексной автоматизации транспорта (СКАТ) обошлась петербургскому бюджету в 2,4 млн рублей. За эти деньги были закуплены и установлены ГЛОНАСС-приемники, запущен сайт, который ежедневно посещают полторы тысячи человек — стало быть, услуга востребована.

Приложения

В магазине GooglePlay, обеспечивающем новыми приложениями пользователей системы Android, имеются на выбор три бесплатные программы, позволяющие наблюдать за транспортом. Все они помогают сначала определить ваше местонахождение, потом — нужный маршрут. У всех есть «косяки», но две из трех опробованных нами программ все-таки получили твердые  «четверки».

Претензии пользователей примерно такие. «Сейчас еду на автобусе, который по этой программе на две остановки впереди. Перепутать с другим невозможно, так как «пятерка» очень редко ходит. А в другую сторону, наоборот, с запазданием показывает». «Оснащены не все трамваи». «Карты Гугла — не лучший выбор для Питера, надо дорабатывать». «Несуществующие маршруты надо убрать».

На сайте AppleStore по запросу «транспорт Петербурга» не выдается ничего.

Тест «Максикарты»

Мы решили потестировать сервис с помощью компьютера, а не смартфона. А именно — с помощью двух прорекламированных сайтов. Представить себя в роли офисного служащего, который не знает, когда выходить из конторы, чтобы сразу сесть в трамвай. Сидит такой трудяга, пьет кофе перед компьютером и не знает, когда выскочить, чтобы не ждать битых 15 минут под дождем.

«Максикарта» сразу не оправдала ожиданий. Ее особенность — показывает не место, а маршруты. Можно выбрать, скажем, 10-й троллейбус — и сначала сайт скажет, сколько их в данный момент на линии, а потом покажет, где они сейчас. Сайт обновляется быстро и своеобразно. Пока не кликнешь по избранному маршруту, он показывает, допустим, 15 машин. Кликнешь — и сразу выяснится, что их только две. Зато в режиме реального времени видно, как красные значки аккуратно вкатываются на Благовещенский мост, неуклюже поворачивают на бульвар. Осталось только засечь, насколько совпадают эти передвижения с реальной картиной.

Первый адрес — проспект Испытателей (угол Серебристого бульвара). Ходят в этом районе два автобуса, семь маршруток и два трамвая. Трамваи карта не видит в упор (их даже нет в списке маршрутов). Автобусов № 127 на линии в этот момент было пять. Два в одну сторону, три — в другую. В один прекрасный момент они встретились у нашего наблюдательного пункта. Спустя три минуты карта показала, как красные треугольники (ни дать ни взять — любовь двух улиток) аккуратно поравнялись, постояли и разошлись. Итак, карта отстает от реалий на три минуты. Автобус 171 за все 20 минут наблюдений мы так и не дождались. Судя по карте, она зависла.

Вечером я наблюдала тот же 127-й маршрут, уже на Комендантском проспекте. Судя по сайту, автобус (длинномер, не маршрутка) проехал 1200 метров за 80 секунд. Ни разу не видела, чтобы рейсовые автобусы так разгонялись. Перед рывком он стоял. Скорее всего, это особенность работы сайта: сначала он подвисает, а затем «срисовывает» автобус уже на какой-то удаленной точке, имитирует движение транспорта — пусть при этом скорость превышает реальную. Если бы автобусы действительно гоняли с такой скоростью, поспеть за ними на остановку не было бы никакой возможности. 

У метро «Нарвская» — это был второй наблюдательный пункт — несколько 6-х и 66-х автобусов прошли мимо меня, а карта их так и не отразила. Она показала лишь один автобус — и почти вовремя — но он шел в другую сторону.

У метро «Приморская» стало, наконец, очевидно, как надо тестировать такие программы. Нужно не сидеть на остановке, фиксируя подъезжающий транспорт, а затем проверяя, где он находится, судя по карте. Нет, лучше заранее наметить подъезжающее транспортное средство, подождать, пока оно появится на горизонте, затем — на карте, и засечь разницу. Но тут же стало понятно: сервис хорош только для тех случаев, когда нужен транспорт определенного маршрута. И обязательное условие — чтобы на всех машинах были установлены системы ГЛОНАСС.

Невский проспект. Почему-то в 7 часов вечера «Максикарта» нашла в городе только два троллейбуса 22 маршрута, хотя ими был наводнен весь Невский. Оба в этот момент находились на правом берегу Невы. А мимо меня ездили «призраки».

Тест «транспортного портала»

На этой карте значки не плывут, а скачут. При обновлении карты — это происходит каждые 15 секунд — квадратики оказываются в новых местах. Зеленые — троллейбусы, красные — трамваи, синие — автобусы. Маршрутки, если появятся, будут желтыми.

Проспект Испытателей. Портал четко отслеживает автобусы и трамвай №47. Трамвай 55 игнорирует.

Информацию об автобусах передает с задержкой на 1-2 минуты, но это, возможно, связано с подвисанием сайта. В один прекрасный момент на углу Испытателей и Сизова якобы встали рядом два трамвая и простояли минут десять — в действительности ничего похожего не было.

Проспект Стачек. Здесь за 20 минут наблюдений прошло не менее четырех троллейбусов 20-го маршрута, но ни один из них на сайте не отметился. Тем не менее, некоторые троллейбусы иногда мелькают в карте, но только не этого маршрута. «Максикарта» в это время сообщала, что на линии 0 машин.

Автобусы № 6, 66 проходили идеально, в полном соответствии с картой. Правда, один раз «шестерка» промелькнула на улице, а в карте — нет, но она была пустой, наверное, ехала на заправку. Автобус 73 проехал вживую, а в карте не обозначился.

Метро «Приморская». Идеальную синхронность с картой продемонстрировали 7-й и 41-й автобусы. 41 и 42 шли рядом, но на карте отразился только первый. Все повороты отражались в режиме реального времени, как и остановки. 10-й троллейбус проявился на карте с опозданием в две минуты. Трамвай № 6 почему-то ездил только в одну сторону, если судить по карте.

Невский проспект. Здесь мне повезло с бесплатным Wi-Fi в Екатерининском саду. Правда, пошел дождь, а смотреть карту на мокром смартфоне — дело почти бесполезное, пальцы скользят.

Троллейбусы — 10, 22 и 5 — появлялись на карте с опозданием максимум 40 секунд. Но это, оказывается, большой срок, когда автобус едет по выделенной полосе, не встречая препятствий. Автобусы появлялись точно. Правда, 24-е пару раз проскочили, не засветившись в карте.

Резюме. Как и полтора года назад, система онлайн-слежения эффективно работает только на автобусах «Пассажиравтотранса». По сравнению с прошлым годом, она стала надежней. «ПАТ» обслуживает пять ночных маршрутов, дублирующих ветки метро, а также сотню городских маршрутов. Что касается электротранспорта, то здесь экспериментировать пока не следует — чтобы не разочароваться. Передатчиками ГЛОНАСС оснащены только те троллейбусы, которые ходят в центре, по Невскому. Хотя там-то, пользуясь отсутствием пробок на выделенной полосе, можно было бы сделать остановки с расписанием и без труда его соблюдать.

share
print