«Энни Холл», «Ханна и ее сестры», «Мелинда и Мелинда», «Жасмин». Вуди Аллен - певец одиночества, нарциссизма и истерики, и он любит называть фильмы именами одиноких самовлюбленных истеричек. «Жасмин» не склоняется, это не цветок, а сильно пьющая женщина. Просто поверьте: это лучшая роль Кейт Бланшетт в одном из лучших фильмов осени.
Кто читал «Трамвай “Желание”»Теннесси Уильямса, тот знает, чем все закончится. Только санитаров не будет. Под смех и чавканье умильных пошляков заплаканная женщина сама, без смирительной рубашки, выйдет на улицы Сан-Франциско, города несбывшихся надежд.
Кто пьесу не читал, будет сдержанно зевать (фильм Вуди Аллена несколько затянут) и ждать хэппи-энда, на который все указывает: и веселенький джаз, и калифорнийское солнце, затопившее каждый кадр. И просто тот факт, что это Аллен. А у него, как правило, без травм.
Итак, Жасмин начинает жизнь заново — вдова финансового махинатора вынуждена после самоубийства мужа искать работу. Ей помогает (а на самом деле — умножает мытарства) блистательный комический дуэт: сводная сестра Джинджер (Салли Хоукинс) и ее хахаль Чили (Бобби Каннавале). Сестра работает в овощном отеле калифорнийской «Пятерочки», а хахаль — рабочий в гараже, и оба не ровня Жасмин. Ей, впрочем, вообще вся здешняя реальность по пояс: мелко, гадко, невыносимо.
Сходство сестер проявляется, когда обе находят новых бойфрендов, и этот синхронный заплыв к возможному счастью — лучший сценарный ход фильма. Увы, в целом сценарий «Жасмин» полон длиннот и ненужных разъяснений: Вуди Аллену — 77, и он по-старчески зануден, вял, подробен. Но все это неважно, потому что в сердце сценарной паутины засела Кейт Бланшетт.
Она удивительная актриса, но, к сожалению, еще и красавица. Вот и играет всю жизнь каких-то галадриэлей. Чтобы понять, какова Бланшетт в роли Жасмин, достаточно вспомнить, кого она играла в театре. Электра, Офелия, Бланш Дюбуа, Нина («Чайка»), Елена Андреевна («Дядя Ваня»). Бланшетт — актриса даже не драматического, а трагического дарования. И на этот раз режиссер использовал ее по полной.
Бланшетт играет весь диапазон страдания: от физиологического (клинически точное изображение абстинентого синдрома) до комического (в некоторых эпизодах Бланшетт почти клоунесса). За фасадом хорошенькой нью-йоркской пустомели — уничтоженный, разбитый человек. Эта трагикомическая роль войдет в историю Голливуда. Жасмин — Электра, Офелия, Нина. Но особенно — Бланш Дюбуа из «Трамвая "Желание"». «Жасмин», как было сказано, повторяет книгу Уильямса. Частично — сюжетом, и полностью — драматической структурой. Одинокая женщина сходит с ума от грубостей жизни на фоне умеренно счастливой лобызающейся парочки.
Это сознательный оммаж великой пьесе, недаром место действия — Сан-Франциско, город трамваев, хоть в кадре ни одного нет. Нельзя сказать, что Вуди Аллен плагиатор: он, как и Тарантино, очень-очень любит театр и кино и охотно (даже слишком) пользуется чужими достижениями. Только у Аллена все немножко более милые, чем у самоубийцы Уильямса.
Да, Вуди Аллен никогда уже не рассмеется, как в «Любви и смерти», не загрустит, как в «Манхеттене», и не повторит «Энни Холл». Он вторичен. Он снимает по фильму в год — производительность дельца, не мастера. Он все меньше Бергман и все больше Годар: гений, которого оставила муза. Но «Жасмин» — это второе дыхание. Старый добрый сдавленный алленовский смех на фоне конченой, конченой, конченой жизни.
И, господа академики: если не дадите Кейт Бланшетт «Оскар», горите в своем легкомысленном аду.
Жасмин (Blue Jasmine)
Страна производства: США
Автор сценария и режиссер: Вуди Аллен
В главных ролях: Кейт Бланшетт, Салли Хоукинс, Бобби Каннавале, Алек Болдуин и другие
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 9 из 10
РЕЖИССУРА: 7 из 10
СЦЕНАРИЙ: 6 из 10