Петербургский транспорт сильно изношен - несмотря на то, что в последние годы предпринимались активные попытки его обновить. Мы составили рейтинг изношенности. На первые строчки попали вагоны метро, затем идут трамваи. Самые свежие – аквабусы и, как ни странно, маршрутки.
Метро
Средний возраст — 27,8 лет, изношенность — 78%.
«Я знаю, что по красной ветке метро до сих пор ездят вагоны, изготовленные в 1960-х годах», — отметил сопредседатель всероссийской общественной организации «Город и транспорт» Владимир Фёдоров. Комитет по экономической политике на днях огласил цифры: износ вагонов — 78%. Половина вагонов отпраздновала тридцатилетний юбилей, хотя положенный срок эксплуатации — 27 лет. Больших закупок в ближайшее время не предвидится: город будет тратить деньги на строительство новых станций. Правда, разветвленная сеть потребует опять-таки большего количества вагонов, так что даже новые закупки не сразу исправят статистику. В этом году город купит всего 14 головных вагонов для подземки и 17 обычных. В следующем году поступят 54 вагона типа «Нева». А всего вагонов в городе — 3,5 тысячи. В основном, новыми вагонами оснащают зеленую и фиолетовую ветки.
Трамвай
Средний возраст — 20 лет, износ — 60%.
Всего в городе около 750 трамваев. Новые закупают крайне редко. Самые новые сейчас на маршрутах: центр — Купчино (примерно трех-пятилетки) и центр — проспект Большевиков (годовалые), чуть постарше — на проспекте Просвещения (2005 года). Рядом, по проспекту Луначарского, разъезжают самые старые трамваи, из 5-го парка (он также обслуживает проспект Испытателей). Кроме того, весьма древние трамваи в 7-м парке (Рыбацкое и Веселый поселок). Основу трамвайной популяции составляют вагоны, купленные в конце 1980-х — начале 90-х. Потом (после 1995 года) был большой перерыв, сейчас вот снова начали закупать.
В то же время в городе еще часто встречаются трамваи, построенные в 70-х годах. Не ретро-маршруты — это совсем другая песня — а именно такой вот антиквариат на службе. Ретро-трамваи — это красиво, стильно, но их никогда не поставят на какой-либо постоянный маршрут, потому что зиму они переносят плохо.
Если транспортный бюджет Петербурга не претерпит изменений, то до 2015 года у нас закупят не более 50 новых трамваев, а значит, популяризировать этот транспорт еще долго не удастся. При правильной эксплуатации трамвай может прослужить 50 лет. Насколько приятно в нем будет ездить — другой вопрос.
Троллейбусы
Средний возраст — 15 лет, износ — 45%.
Всего машин в городе — около 650. Троллейбусов, которые уже изъездили свой положенный 17-летний возраст, у нас единицы. Отчасти это объясняется тем, что новых маршрутов не прибавляется. Самые свежие машины — на Невском проспекте, самые старые — в Невском районе на обоих берегах, а также на Ленинском проспекте.
Автобусы
«Средний возраст наших автобусов — шесть лет, — заявила пресс-секретарь «Пассажиравтотранса» Татьяна Клепикова. — Самая большая партия — почти 500 штук — была закуплена в 2010 году, это были длинномерные автобусы экологического класса 3 и 4. В этом году купили 282 автобуса. Хотя среди эксплуатируемых ныне автобусов есть те, чей экокласс не превышает двух, у нас уже взята четкая установка покупать только экологичные модели — 4 и 5 класса. Основные поставщики — «Волжанин», ЛИАЗ. Старого транспорта у нас тоже пока в избытке — 40% автобусов старше семи лет. Но это не значит, что ездить в них опасно для пассажиров. Износ определяется не столько возрастом и пробегом, сколько техническим состоянием. Если техническая инспекция признает, что ремонт уже не сделает автобус пригодным для безопасной эксплуатации, его выставляют на торги. Но вряд ли его покупают другие транспортные компании — скорее, сборщики металлолома».
Автобус отпугивает потенциальных пассажиров в том числе внешним видом. На Невском, где хотя и автобусы, и троллейбусы, видно, насколько «рогатые» чище: им-то не приходится страдать от своей же копоти.
Самый старый автобус, единственный оставшийся в городе «Икарус» 1988 года выпуска, ходит по улице Костюшко. За ним закреплен «свой» водитель, который его холит и лелеет, поэтому машина до сих пор в строю.
Маршрутки
Маршрутки в Петербурге по определению не могут быть старше пяти лет, иначе их просто не допустят до участия в конкурсе на маршруты, пояснила пресс-секретарь компании «Питеравто» Евгения Титова. Разумеется, в других городах ситуация иная, поэтому часть списанных петербургских автобусов отправляется потом в другие регионы. Иногда автобусы покупают предприятия — для своих развозок.
Аквабусы
в Петербурге обслуживают один маршрут: у нас четыре трехлетних катера и два однолетних.
Поезда
Что касается электричек, то они самых разных возрастов. Средний возраст примерно 15 лет, это еще довольно далеко от износа. На Выборгском направлении ходят поезда, которым не исполнилось и трех лет, на Московском электрички обновлялись лет десять назад, на Балтийском поезда самые старые, им лет по 20.