На Невском проспекте, в Купчино, в районе «Академической» и «Черной речки», на Крестовском и Каменном островах сотрудники ГИБДД останавливают велосипедистов-нарушителей правил дорожного движения и выписывают штрафы, хотя раньше на них закрывали глаза: слишком муторно оформлять нарушение. Виной всему саммит G20 или, действительно, сверху дана отмашка взять под жесткий контроль соблюдение ПДД велосипедистами - разбирался «Мой район».
В конце августа велосипедист с восьмилетним стажем Кирилл Сизюхин внезапно для себя выяснил, что ездить по большей части Невского проспекта — там, где есть выделенная полоса для общественного транспорта — запрещено. Дело было так: «Я двигался по Невскому из центра в сторону площади Восстания. Находился в крайней правой полосе. Подъехал к повороту на Лиговский — там как раз завершилась полоса для ОТ. Но стоял знак: поворот только направо. Многие велосипедисты из этой полосы обычно едут прямо. В моем же случае стоял патруль ДПС. Инспектор сначала пристально за мной следил и когда я продолжил движение прямо, выбежал и остановил меня. Я не пытался от него уехать, остановился сразу».
Инспектор сказал Кириллу, что тот нарушил, процитировал пункт правил и начал выписывать штраф — 200 рублей (велосипедисту повезло: с 1 сентября штраф составляет 800 рублей). Оказалось, что у Кирилла не было с собой паспорта: тогда сотрудник ГИБДД внес данные со слов нарушителя. «Инспектор предупредил меня о том, что по Невскому ездить нельзя. Сказал, что участились случаи ДТП с велосипедистами и мотоциклистами. Причем как раз на полосе для ОТ. Выяснилось, что там, где есть такая полоса, велосипедистам вообще ездить запрещено: по правилам, они должны держаться крайней правой полосы, а она-то как раз только для ОТ, без исключений. А по второй полосе велосипедисту тоже ездить нельзя. То есть либо по тротуару, либо вообще никак».
Формально — да, нарушил. Неформально — никому не мешал, говорит Кирилл. Тем более, по Невскому ежедневно проезжает огромное количество велосипедистов: более 900 в будний день, как показало недавнее исследование. Теперь — минус один оштрафованный: Кирилл старается больше не пользоваться главной магистралью исторического центра. «Мне кажется, это сезонные штрафы. Пошла команда: оштрафовать, например, тысячу велосипедистов. Вот они и выполняют. Где и за что штрафовать — неважно», — резюмирует Кирилл.
Велоактивист Павел Семенов напомнил, что нарушителей на двух колесах штрафовали и раньше: вот, например, история трехлетней давности с форума клуба «ВелоПитер» — оштрафовали за проезд по пешеходному переходу. Семенов связывает нынешнюю активность ГИБДД с саммитом G20. Но велосипедисты говорят, что штрафуют в районах, никак не сообщающихся с Петродворцовым: Фрунзенском, Калининском, Приморском. Автомобильный эксперт Дмитрий Попов сегодня, 6 сентября, видел, как инспектор ГИБДД беседовал с велосипедистом и скутеристом на проспекте Стачек. «Штрафовать велосипедистов, разумеется, надо. Эту меру поддержит любой водитель, — говорит Попов. — Велосипедисты требуют к себе повышенного внимания, а ПДД не знают».
В большинстве случаев разъяснительной беседой всё и ограничивается. «Месяц назад меня остановили на Измайловском проспекте за переезд пешеходного перехода на велосипеде, но не оштрафовали, а просто сделали предупреждение, — говорит координатор движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга» Дарья Табачникова. — Мы все иногда нарушаем: нет велосипедиста, который ездит по всем правилам. Это как минимум не всегда безопасно».
Чаще всего велосипедистов останавливают за проезд на красный сигнал светофора, поворот налево, езду «без рук», разговор по мобильнику, отсутствие фонарей (если дело происходит ночью) — перечисляет руководитель проекта «Велошкола» Александр Кожанов. За езду по тротуару (штраф 800 рублей) пока не тормозят: возможно, будут обращать внимание лишь на гонщиков, мешающих пешеходам. Александр прогнозирует, что в дальнейшем будут останавливать велосипедистов с неисправными ТС — тех, у кого отсутствует тормозная система: «Много аварий с участием велосипедистов происходит именно из-за отсутствия тормозов».
Останавливают велосипедистов ровно таким же способом, как и автомобилистов. Теоретически нарушитель на двух колесах — после взмаха полосатой палочкой — может попытаться скрыться: умчаться в ближайшие дворы. Преследовать его, скорее всего, не станут. Но, по словам Александра Кожанова, на практике велосипедисты останавливаются как миленькие, повинуясь инспектору.
«С одной стороны, велосипедистов наказывать нужно, потому что ездят черте как: надо воспитывать в том числе и штрафами. Но не только: надо также проводить разъяснительную работу. Сначала научить, потом штрафовать», — резюмирует Дарья Табачникова.
7 сентября в 15:00 в «книжном дворике» на наб. Фонтанки, 46, состоится открытый урок проекта «Велошкола» на тему «Основы безопасности движения в городе».