Нелегальные маршрутки в Петербурге были, есть и будут. Их стало меньше, но избавиться от них совсем вряд ли скоро получится, они до сих пор довольно успешно функционируют во всех районах города, кроме центральных. Основная причина их долголетия - коррупция.
На «маршруте К-469 (метро «Дыбенко» – садоводство «Восход») работают нелегальные перевозчики. Автобусов ООО «ПТК», официально работающих на маршруте, в последние дни жители не замечают. «Зато предприимчивые хамоватые водители охотно везут всех желающих до конечной остановки «2-е кольцо», — жалуется петербурженка Евгения на одном из городских форумов. В пресс-службе «Петербургской транспортной компании» поясняют: до «Восхода» легально ездит их маршрутка, а также автобус «Пассажиравтотранса». Проблема в том, что в садоводстве есть две остановки: первое кольцо и второе. Легальные перевозчики могут ездить только до первого. «Воспользовавшись пробелом, «Восход»-2 взяли на обслуживание нелегалы», — резюмируют в ПТК.
По разным оценкам, в Петербурге до сих пор оперируют от 50–60 (официальные цифры) до 150–200 (цифры перевозчиков) маршруток-нелегалов. Тенденция благоприятная: в 2011 году цифра равнялась 1,5 тысячи.
Нелегалы концентрируются, в основном, на юге: у станций метро «Ленинский проспект», «Автово», «Проспект Ветеранов» — таковы данные «Петербургского бюро транспортной информации» (ПБТИ). Первый зам гендиректора компании «Третий парк» Михаил Богданов добавляет, что нелегалы есть, в принципе, всюду, кроме центра: «Они вольготно себя чувствую в районах, граничащих с Ленобластью, и таких пассажирообразующих пунктах, как метро «Московская», «Проспект Просвещения». Очень выделяется пушкинское направление: там только на одном маршруте общее количество машин легального и нелегального перевозчика доходит до 70».
Распознать нелегала можно по нескольким признакам. Стопроцентно незаконны «Газели» — их запретили еще при Валентине Матвиенко. Отсутствие прибора для безналичной оплаты проезда — еще один признак. «Если нет такого прибора, набирайте номер 8 (812) 576-55-55 (телефон ГУ «Организатор перевозок»), называйте номер машины, маршрута или адрес, по которому заметили такую машину. Скорее всего, она нелегальная», — говорит Михаил Богданов. Другие признаки: отсутствия логотипа перевозчика на борту маршрутки; отсутствие в салоне таблички с указанием, кто обслуживает маршрут.
Впрочем, некоторые нелегалы изощренно маскируются под официальных перевозчиков. «Например, берут старый вариант договора с Комитетом по транспорту. Меняют заказчика: вместо комитета — какое-нибудь муниципальное образование имени 25 Октября. А текст договора остается тот же. И в результате перевозчик якобы получает право работать на маршруте метро «Московская» — МО имени 25 Октября», — рассказывает Михаил Богданов.
Обычные пассажиры определяют, кто есть кто, по-своему. Александр К.: «Когда нужно куда-то доехать на маршрутке, стараюсь выбрать прилично выглядящую, с хоть сколько-нибудь похожим на европейца водителем. Практика показывает, что такая маршрутка обычно и оказывается легальной». Галина О.: «Если время позволяет, я предпочту крепкий и удобный автобус, а не разваливающуюся и грязную «Газель».
Но, в целом, большинству петербуржцев неважно, легален ли перевозчик, услугами которого они пользуются. «Важно, чтобы на маршрутке был ясно читаемый номер маршрута, водитель знал, куда ехать (а то был случай: «Я сегодня первый день на маршруте, куда ехать?»), внутри было чисто, чтобы доставляла быстро, и в момент оплаты проезда не было сильных рывков», — говорит Павел К. «В нормальных условиях было бы важно, так как знаешь, с кого спрос. Но на сегодняшний день основной критерий — знание водителем ПДД. К сожалению, от легальности/нелегальности это сейчас не зависит», — добавляет Анастасия К. «Давайте будем честны: обычному пассажиру до фонаря, легальна ли та или иная маршрутка. Ему надо проехать из точки А в точку Б. Человек стоит на остановке на улице Бабушкина, подъезжает автобус — пассажир видит надпись «Улица Седова». «Туда-то мне и надо!» Он сел, отдал деньги и уехал», — говорит Михаил Богданов.
Однако пользование услугами нелегалов все же несет опасность. «Самое главное, что стоит знать пассажирам: в таком транспортном средстве никто не несет ответственность за их жизнь. У нелегального перевозчика нет лицензии на перевозку, кроме того, транспортное средство может быть неисправно. Вдобавок нет медицинского осмотра водителей перед рейсом, а значит и жизнь пассажиров тоже не страхуется. В итоге в случае ДТП виноватых будет не найти, да и пассажирам никто не компенсирует ущерб», — говорит генеральный директор ПБТИ Евгения Титова. С 2013 года, если вы заходите в транспортное средство, — будь то самолет, поезд или автобус — вы оказываетесь застрахованными. Это прописано в законе об обязательном страховании ответственности перевозчика (ОСГОП). Максимальные выплаты пассажирам: вред жизни — 2,025 млн рублей, вред здоровью — 2 млн рублей, вред имуществу — 23 тысячи рублей. «Нелегальные перевозчики не страхуют пассажиров. Не дай Бог что случится — концов будет не найти», — говорит Михаил Богданов.
Каждый день в двух разных районах Петербурга Комитет по транспорту и полиция проводят рейды по выявлению нелегальных перевозчиков. Штрафы: 30–50 тысяч для индивидуальных предпринимателей, 100–200 тысяч — для юрлиц. У водителя изымают права, зачастую возбуждают дело об административном правонарушении.
Почему же по красивому европейскому городу до сих пор ездят грязные «Газели»? «Мое личное мнение: нет политической воли», — говорит Михаил Богданов. «На мой взгляд, причина существования нелегалов — недостаточно суровые штрафы и желание легкой наживы у некоторых категорий граждан», — добавляет Евгения Титова.