Истории

«Бороться с оппозицией – все равно, что стричь свинью: визгу много, шерсти мало»

В администрации Путина заявили, что больше не будут «переламывать оппозицию через колено», тем самым послав сигнал региональным властям: проводить региональные выборы честно. Историк Даниил Коцюбинский и политолог Дмитрий Орешкин делают прогнозы: придут ли к власти в таких городах, как Москва и Петербург, яркие оппозиционеры.

 
Даниил Коцюбинский, историк и журналист:
 
«Кремль окончательно убедился, что спектакль под названием «выборы» ему не угрожает, он полностью контролирует этот обманный процесс. Более того, появились новые технологии обмана: сейчас в Москве успешно разыгрывается фикция «участие оппозиции в выборах». Во-первых, мэром все равно станет кандидат от Кремля. А во-вторых, даже если к власти придет оппозиционер — он все равно крапленый. Кремль как бы говорит: «Хотите поменять ситуацию в стране, уважаемые россияне, пожалуйста, голосуйте до одурения, пока не состаритесь и не помрете!» Кремль будет вести эту игру, пока на улицу снова не выйдут, как минимум, 100 тысяч человек.
 
В Кремле считают, что они переломили опасную ситуацию 2011-2012 годов. Осталось немножко поднажать, постравливать граждан друг с другом, направить их агрессию по горизонтали, а не по вертикали. Поэтому власти разжигают ненависть к гомосексуалам и инородцам. Им кажется, эта тактика работает, и можно спокойно допустить народ к участию в фальшивой выборной интермедии.
 
С моей точки зрения, это спокойствие продлится недолго. В обществе созрела потребность в бархатной политической революции. Когда эта потребность в очередной раз выстрелит, трудно сказать, но это точно произойдет раньше, чем хотелось бы Путину и тем, кто изображает из себя оппозиционеров, а на деле помогает обманывать избирателей.
Власти разжигают ненависть к гомосексуалам и инородцам. Им кажется, эта тактика работает, и можно спокойно допустить народ к участию в фальшивой выборной интермедии.
 
Как только появится кандидат, действительно способный бросить вызов Кремлю, его тут же снимут с выборов. Оставят, как минимум, без ресурсов, а могут и изолировать от общества. Обратите внимание на разность судеб Ходорковского и Навального. Кого допустили к выборам — те уже крапленые. Они согласились играть по правилам, которые выгодны власти.
 
Не стоит думать, что выборы привлекают внимание общества к серьезным вопросам. Таких вопросов в современной России два. Первый — это политическая реформа, уход от президентской вертикали и построение парламентской модели. Второй — прекращение силовой операции на Кавказе. Об этом никто из кандидатов не говорит. Зато с удовольствием обсуждают, кто будет мэром Москвы (но это и так понятно!) и какого размера щуку поймал Путин. Все лидеры сегодняшней оппозиции — коллаборационисты. Все без исключения, во главе с Навальным. От их участия в выборах ничего не изменится».
 
Дмитрий Орешкин, политолог:
 
«Режим свободного допуска оппозиции к выборам работает только в Москве. Здесь сформировалось протестное сообщество, бороться с которым — все равно, что стричь свинью: визгу много, шерсти мало. Проще допустить это сообщество к выборам.
 
В регионах мы сталкиваемся с крайне неэффективной моделью вертикального правления. Она работает только в мобилизационном режиме, когда нужно получить определенную цифру электоральной поддержки. А в повседневном режиме региональные элиты исходят из своих интересов: стремятся репродуцировать себя в начальственных креслах. Поэтому когда поступает не мобилизующее, а системное указание, например, не трогать оппозиционеров, на местах это понимают так: решение вопроса отдано им на усмотрение с учетом пожелания начальства в Москве.
Если региональным властям мешает оппозиция, они поступают очень просто: убирают ее без шума и пыли. 
Если региональным властям мешает оппозиция, они поступают очень просто: убирают ее без шума и пыли. Потихонечку, не раздражая Москву. Есть вещи, за которые Москва может надавать по ушам, например, если у тебя на территории происходят массовые забастовки. А если ты сохранил себя во власти, но при этом наступил на мозоли каким-то оппозиционерам, то действуй, как хочешь. Москва высказала свое пожелание, но очень сомневаюсь, что она будет целеустремленно следить за его исполнением. Так что слова Вячеслава Володина на недавней встрече с политологами о том, что ярких оппозиционеров не будут снимать с выборов — это для телевизора. На практике обещания будут исполняться в том случае, если оппозиция найдет достаточно ресурсов заявить о себе, как следует, прокричать, что ее обижают. Москва будет глуха к этим крикам до тех пор, пока они не достигнут небес». 
share
print