В российский прокат вышел фильм «Паранойя» - его называют финансовым триллером. Редкий жанр: обычному зрителю скучно следить за борьбой корпораций и судьбой менеджеров среднего и высшего звена. Впрочем, в новом фильме Роберта Лукетича соплей и слез больше, чем и степлеров, и слежки - это, получается, не финансовый триллер, а финансовая мелодрама. Умеренно бессмысленный фильм о парне, который хотел бы жить на Манхеттене и с Деми Мур делиться секретами, но как-то не срослось.
Адам, смазливый парень из пригорода, хочет жить красиво, но никак не получается: больной эмфиземой отец курит дорогие сигары и спит с сиделкой за вознаграждение — такими темпами трудно заработать на пентхаус. В погоне за легкими деньгами Адам становится пешкой в игре двух конкурирующих телекоммуникационных корпораций. Мистер Уайатт (Гэри Олдмен) нанимает его, чтобы украсть прототип гибкого смартфона у мистера Годдарда (Харрисон Форд). Адам подставляет обоих и возвращается в свою дыру счастливым и невинным, как прежде. The end. На Манхеттене хорошо, а в Бруклине — лучше, такова простая мораль «Паранойи».
Молодые австралийские режиссеры похожи на этого Адама. Роют землю носом, чтобы вырваться со своего жалкого континента и оказаться в Голливуде. В 2013 году у них были удачи («Самый пьяный округ в мире» Джона Хиллкоута ), были и неудачи («Великий Гэтсби» База Лурмана), но полного провала еще не случалось. Не стала им и «Паранойя» Роберта Лукетича.
Фильм сняли за 35 млн — даже на российские блокбастеры тратят больше. Львиная доля пошла на гонорары Гэри Олдмэну и Харрисону Форду. Они и спасли «Паранойю».
Понятно, что Форд и Олдмэн согласились сняться в дрянном фильме не за деньги — просто сценарий дает возможность блеснуть мастерством.
Олдмэн и раньше славился отрицательным обаянием, но главное открытие «Паранойи» — Харрисон Форд, постаревший, обрюзгший и удачно сменивший амплуа. Теперь он пожилой манипулятор и мыслитель — как если бы инспектор Декард образумился и перешел на темную сторону силы. Страшно подумать, каких бездн и вершин достигнет Форд в «Игре Эндера», где ему тоже достался манипулятивный персонаж.
В редкие моменты, когда пожилые гении появляются в кадре одновременно, кажется, что экран сейчас взорвется. Понятно,что Форд и Олдмэн согласились сняться в дрянном фильме не за деньги — просто сценарий дает возможность блеснуть мастерством. Вот они и блещут.
К сожалению, в остальное время приходится отдуваться младшему — и худшему — из трех братьев Хемсвортов. Лиам Хемсворт в роли мелкого менеджера, вдруг ставшего промышленным шпионом, не особо даже бровями шевелит — просто присутствует в кадре на правах красивой, но бессмысленной вещи. О прочих актерах и этого сказать нельзя: сумрачный дуэт Форда–Олдмэна затмевает в этом фильме вообще все и вся.
Беда «Паранойи» в том, что она недостаточно параноидальна. Взгляд из-за угла, жучок в смартфоне, черный кадиллак с неизвестными вышибалами — все штампы шпионского кино, но никакого саспенса, ничуть не страшно, совсем не подозрительно. Ключевая сцена фильма отсылает к «Разговору» Копполы — лучшему параноидальному фильму всех времен: герой, одурев от страха, разрушает роскошные апартаменты в поисках камер и жучков. А наутро обнаруживает все в прежнем порядке.
К сожалению, это единственная сцена, которая заслуживает упоминания. В отличие от главного героя «Паранойи», молодые австралийские режиссеры очень ленивы. Думают, что достаточно запустить на съемочную площадку двух гениев, снять несколько красивых планов Эмпайр-стейт-билдинг, добавить модной электронщины — и выйдет хороший фильм. Нет, не выйдет.
«Паранойя» (Paranoia)
Страна производства: США
Бюджет: 35 млн долларов
Режиссер: Роберт Лукетич
Авторы сценария: Джейсон Дин Холл, Бэрри Леви
В главных ролях: Лиам Хемсворт, Амьер Херд, Харрисон Форд, Гэри Олдмен
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 6 из 10
РЕЖИССУРА: 2 из 10
СЦЕНАРИЙ: 2 из 10