Разводные мосты, белые ночи и Эрмитаж. Для того, чтобы сделать город привлекательным, этого мало. Современная наука гласит: из города нужно создавать бренд — собирать и обозначать все хорошее, что в городе есть. Бренд не избавит от сосулей и пробок на дорогах. Но создаст городу хороший имидж, и тогда будет проще сделать все остальное.
Так утверждают приверженцы сити-брендинга — науки, которая превращает города в товарные знаки.
Что приходит на ум при слове Амстердам? Дух свободы и уважения, готовность принимать людей такими, какие они есть. Эти ассоциации появилось не просто так, а стали результатом кропотливой работы специалистов. Так же, как и логотип города — I am sterdam – броское сочетание красного и черного шрифтов, призванное заявить: я, ты, все мы вместе со своими разностями — это и есть Амстердам. Что приходит на ум при слове Нью-Йорк? Одним из первых вспоминается логотип с сердечком - I love NY. Этот значок вмещает в себя все, за что любят Большое Яблоко: город возможностей, небоскребов, место, где осуществляются самые смелые мечты.
Про Северную столицу и ее великолепие будут все чаще думать: там красиво, да. Но еще — дождливо, холодно, и, кажется, среди императорских колонн там бродят медведи.
Городское пространство — это инструмент, с которым нужно работать, утверждают адепты сити-брендинга. Без этой работы, городу — каким бы он ни был красивым — сложнее стать узнаваемым и популярным. В пример приводят Пермь, где работа над имиджем идет вовсю. Сегодня в сознании многих (и местных жителей в том числе) Пермь — это уже не унылое скопление заводов и фабрик. Это город выставок и художественных галерей, прибежище молодых талантов. Пермь стала, пожалуй, и первым городом в России, который заимел свой логотип. Это большая красная буква П — работа дизайнера Артемия Лебедева.
Логотип — первое, с чего начинается сити-брендинг. Этот значок — визуальное и простое отображение всех сильных сторон городского бренда. Свой логотип есть, например, у Ненецкого автономного округа. А вот у Петербурга своего логотипа нет. Можно спросить: зачем он вообще нужен, если у города уже есть герб? Специалисты по сити-брендингу отвечают: герб — это история. А задача логотипа — показать также современную жизнь города и его будущее. Так, в польской Познани, создавая логотип, взяли часть городского герба. Средневековые замок и корону поместили над названием города, стилизованным под таблицу Менделеева. Слоган Познани сегодня — «Know how city». Имеется в виду, что они знают, как объединить историю и науку. Результат не замедлил себя ждать. После создания бренда из города стала меньше уезжать молодежь, говорят исследования.
Визитная карточка Петербурга — каналы и много воды, могут сказать горожане. Соединим все это и получим готовый логотип. Не все так просто. Специалисты по брендингу в один голос утверждают: вода в жизни туристов Петербурга представлена мало. К воде мало подходов. У воды мало ресторанов. Про порт вообще почти никто из приезжих не слышал. К тому же, заявляют спецы, Петербург — слишком многообразный, чтобы зацикливаться просто на воде.
Можно вообще не делать никакого логотипа, могут сказать некоторые. Зачем? Если город и так щедро наделен красотой, и в него едут туристы? Пойти по этому пути действительно можно. Но тогда с течением времени мы будем наблюдать, как петербургских туристов все больше оттягивают на себя Москва, Пермь и даже Суздаль (где на создание бренда сегодня брошены все силы). А про Северную столицу и ее великолепие будут все чаще думать: там красиво, да. Но еще — дождливо, холодно, и, кажется, среди императорских колонн там бродят медведи.