Истории

Блогер Илья «zyalt» Варламов: Главная проблема Петербурга – визуальный мусор

В Петербурге открывается отделение «Городских проектов». Урбанистический проект москвичей Ильи Варламова (блогер zyalt) и Максима Каца (блогер maxkatz) усилиями волонтеров «Красивого Петербурга» будет разрабатывать комфортную городскую среду для Северной столицы. Закончилось исследование Невского проспекта, на очереди - пешеходные переходы на проспекте Славы и благоустройство парка Александрино. Илья Варламов рассказывает о том, чем отличаются две столицы.


– Илья, в декабре 2012 года вы побывали в Петербурге и написали много хорошего о нашем городе. Но отметили хамство и безнаказанность на дорогах: «В Москве этот Рендж Ровер с Газелью уже в реке бы плавали» (про выезд на занятый перекресток). А чем еще отличаются две столицы?
 
– Сравнивать города в целом довольно сложно. Можно сравнить Невский проспект и Тверскую улицу. Главная магистраль Петербурга гораздо лучше Тверской. Она живая, сделаны нормальные переходы «зебры» – можно элементарно перейти улицу и не спускаться в ужасные подземные катакомбы, как в Москве. На Невском проспекте неплохое покрытие тротуара, большие гранитные плиты, красивые фонари. В общем, Невский – это то, к чему нужно стремиться Москве. Хотя в Петербурге много проблем: визуальный мусор, автохамство, парковки и так далее. Надо над этим поработать, это даже не потребует больших вложений.
 
– Целый месяц волонтеры «Красивого Петербурга» считали пешеходов на Невском, измеряли его рулеткой, проводили соцопросы среди пешеходов. К каким выводам «КП» и «Городские проекты» пришли в результате исследования? Узких мест на Невском, наверняка, больше, чем на Тверской?
 
– Исследование на финальной стадии, так что выводы делать рано. После того, как на Тверской установили деревья в уличных вазонах, узких мест и у нас хватает. Основная проблема в Петербурге – это визуальный мусор, нелегальная реклама, всякие ненужные таблички. На красивых исторических зданиях порой в три слоя заверчены таблички, страшно смотреть. Нужно разработать единый регламент по размещению вывесок и оформлению фасадов.

  • главная.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2373967.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2373973.jpg

    фото: ИТАР-ТАСС

 
– В Петербурге, в отличие от Москвы, не действует система упорядоченных парковок. И многие горожане не понимают, зачем ее вводить – мы же не стоим по пять часов в пробках.
 
– Ни в одном крупном городе центр не способен удовлетворить спрос на парковки. Есть три варианта решения проблемы: копать стоянки под существующими зданиями, что-то сносить. Я не уверен, что Питер готов к этому. Это безумно дорого. Вариант второй: думать, что проблема рассосется естественным путем. Именно так происходит в вашем городе: тротуары захламлены, машины паркуются в два ряда, по многим улицам вообще не пройти, каждые пять минут пачкаешь одежду о чей-нибудь бампер. Третий путь: ввести плату за парковку. Человек должен знать: он всегда может приехать в центр на машине, он всегда найдет, где ее оставить, но ему придется за это платить. Это рыночный инструмент регулирования спроса, который действует абсолютно во всех развитых странах. Ты либо платишь и паркуешься, либо не едешь в центр.
 
– «Городские проекты» вырабатывают предложения по улучшению городской среды. А как вы их навязываете властям?
 
– Мы проводим исследования и вырабатываем рекомендации для властей. Потом отправляем их в мэрию и столичные департаменты. Кроме того, презентуем их людям, раздаем буклеты, рассказываем о них через блоги и СМИ. То есть формируем запрос на изменение городского пространства. Власть либо реагирует на этот запрос, либо не реагирует. Мы рассказываем: вот мы предложили хорошую идею, а власти отказываются ее воплощать. Люди делают выводы, идут на выборы и, исходя из своих впечатлений, голосуют.
Человек должен знать: он всегда может приехать в центр на машине, он всегда найдет, где ее оставить, но ему придется за это платить. Это рыночный инструмент регулирования спроса, который действует абсолютно во всех развитых странах. Ты либо платишь и паркуешься, либо не едешь в центр.
 
– Идеальная картина, если честно.
 
– Понятно, ситуации бывают разные. Мэрия Москвы, в основном, конструктивно реагирует на наши предложения. По меньшей мере, объясняет, почему нельзя реализовать то или иное предложение. Надо понимать: улучшение городской среды – довольно позитивная штука, она не задевает ничьих интересов, выгодна власти, выгодна обществу. Просто нужен толчок для изменений.
 
– В своих исследованиях вы часто используете соцопросы. Но улучшение городской среды – это, по сути, разрешение конфликтов за территорию. Зачем создавать иллюзию у горожан, что всем хватит места? Не лучше ли ограничиться общением с профессионалами, которые умеют решать такие конфликты?
 
– К результатам опросов следует подходить объективно. Раньше на Тверской улице была разрешена парковка на тротуаре. Людям оставался малюсенький проход. Мы провели исследование, оказалось, 10% людей на Тверской – автомобилисты, и они занимают 90% улицы. А 90% – пешеходы, и они занимают 10% улицы.  Мы представили результаты обществу и чиновникам, и все согласились, что пространство распределяется несправедливо. Парковку запретили.
 
– Колитесь, почему в Москве зимой не появляются такие сугробы и сосульки?
 
– Надо убирать улицы, вот и весь секрет. Кроме того, в Петербурге старая, несовершенная система водосточных труб и водоотводов. Если нормально все сделать, сосульки будут появляться в умеренных количествах, их легко будет сбивать. Вспомните зиму: в Петербурге вода из водосточных труб льется на тротуар. В итоге под каждой трубой образуется ледяная горка метров пять длиной. Коммунальщики постоянно раскалывают этот лед, но проблема решается иначе. Водосточная труба должна уходить прямо в ливневую канализацию, в крайнем случае – на проезжую часть. Под тротуаром ее нужно продлить, а не обрывать у фундамента здания. 
 
– Поскольку Петербург считается музеем под открытым небом, у жителей и властей города сформировался консенсус, что по газонам ходить нельзя. В современном городе должны за это штрафовать?
 
– Я считаю, газоны нельзя огораживать. Я помню, что у Казанского собора заборы аж в два ряда: такое уродство рядом с прекрасным памятником! Чем больше ходишь по хорошему, правильно постеленному газону, тем лучше он становится. В конце концов, наймите специалистов из Англии, думаю, на один газон у города найдутся деньги. Люди, которые используют городское пространство, гуляют, сидят на лавках, делают его живым и позитивным. Во всем мире общественные пространства становятся точками притяжения. У нас эти точки притяжения пытаются убить, оградить забором. Не дай бог кто на улице задержится лишнюю минуту. 

 
share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности