Истории

Памятка: как поступать с чувствами верующих, чтобы не сесть

Госдума приняла в третьем чтении так называемый закон о защите чувств верующих, предусматривающий, в частности, наказание за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Документ еще не вступил в силу, а уже понятно, что трактовать его можно как угодно. Желая понять, как закон может повлиять на горожанина, корреспондент «МР» попросил православного активиста смоделировать пять ситуаций, за которые могут наказать, а юристов и адвокатов определить, возможно ли это.

Поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях содержат нормы об ответственности, которую может понести человек, оскорбив чувства верующих. В частности, за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих можно получить штраф до 300 тысяч рублей, исправительные работы до 240 часов или лишиться свободы сроком до одного года. Если то же самое совершено в храме – штраф увеличивается до 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до трех лет. Если президент подпишет этот законопроект, он вступит в силу уже 1 июля этого года.

Для моделирования ситуаций, которые могут подпадать под нормы законопроекта, мы обратились к православному активисту, председателю Санкт-Петербургского отделения движения «Народный собор» и помощнику депутата Законодательного собрания Виталия Милонова Анатолию Артюху.  Комментарии к этим примерам дают юрист и депутат ЗакСа Александр Кобринский, адвокат Александр Голованов, юрист и правозащитник Наталья Евдокимова.

1.   Оскорбление священников или монахов на улицах. Анатолий Артюх в пример предлагает самую вызывающую форму: к идущему по улице монаху подбегают панки, демонстративно следуют за ним, кривляясь и крестясь.

Александр Кобринский: Никакого отношения это к закону не имеет, потому что, насколько я понимаю, оскорбление должно быть направлено на чувства верующих – речь идет не о чувствах какого-то человека, у нас нет такого спецсубъекта, как монах. Панки могут быть наказаны за обычное хулиганство – если, например, плюнули в него.

Наталья Евдокимова: Можно, потому что они крестятся. Если бы они просто кривлялись, то это бы оскорблением не сочли – мало ли полоумных бегает по улицам. Впринципе, монах может почувствовать себя оскорбленным и обратиться в суд, только долго он будет ловить этих панков, чтобы призвать к ответственности.

2.   На крестный ход пришли люди с радужными флагами сообщества ЛГБТ. «Человек не может состоять в лоне церкви, если он одержим таким тяжелым грехом, - комментирует Анатолий Артюх. - Это провокация, безусловно».

Кобринский: С человеческой точки зрения я полагаю, что приходить на христианский обряд с флагами организации, деятельность которой соответствующей конфессией не одобряется, неправильно. Однако не все неправильные или неэтичные действия могут и должны преследоваться уголовным законом. В данном случае суду предстоит оценивать доказательства и решать, имел ли место умысел на пресловутое «оскорбление чувств верующих» или же речь идет о публичном мероприятии, право на которое пока еще существует.

Голованов: Все зависит от конкретной ситуации. По идее, у нас все граждане равны. В церковном уставе - если вообще закапываться - не написано, что люди нетрадиционной ориентации не могут приходить на богослужение. Там нигде не написано, что геи и лесбиянки не могут быть верующими.

Евдокимова: Думаю, что сложновато будет применить этот закон, даже нашим судам: мало ли, в чем я одет и какой у меня в руках флаг – я пришел на молитву, на крестный ход. Я искренне верующий, и то, что я при этом нетрадиционной сексуальной ориентации – это, собственно говоря, мое дело.

3.  Слова «православнутые», «уроды», «православие головного мозга», озвученные в публичном пространстве (в том числе в соцсетях) в отношении верующих. Анатолий Артюх приводит в пример депутата ЗакСа Максима Резника, который публично употреблял слово «православнутый».

Кобринский: Здесь нет никакого оскорбления чувств верующих, это обидное прозвище. Люди употребляют это слово, имея ввиду злоупотребление правами на отправление религиозного культа и веры, они утверждают, что это не настоящие православные. И вообще полагаю, что речь идет не о подлинно верующих людях, а о людях, называющих себя верующими. Обычно подобные обидные слова употребляются к тем, кто использует религию и религиозные обряды с целью, далекой от веры и религии.

Голованов: Наверное, если закон будет принят, он может применяться в этом случае. Что касается Максима Резника - да, это оскорбление, выраженное словесно. Но есть конкретная статья по этому нарушению - оскорбление чести и достоинства.

4. Иконы с элементами порнографии - такие изображения, по словам Анатолия Артюха, есть в нескольких группах в  «Вконтакте».

Кобринский: Здесь должен быть четкий критерий: если икона используется для службы, религиозных целей, это может служить основанием для применения закона. Если речь идет о каких-то провокациях в соцсетях, надо смотреть, что именно там нарисовано: надо проводить грань между свободой слова (которая, в частности, включает и негативное отношение к той или иной религии) и способом изображения, который бывает крайне оскорбительной формы. Одно дело мы нарисуем карикатуру – это допустимо, но в ней может быть явное желание оскорбить – в таких случаях будут назначаться экспертизы.

5.  Объекты искусства. Артюх приводит в пример изображение шестирукого Христа в «Эрарте» и выставку братьев Чепменов в Эрмитаже. 

Евдокимова: Если это не икона, если это не висит в церкви, то это дело художника – он так воспринимает, это его видение. Церковь отделена от государства - вешайте там то, что считаете нужным. Все остальное – это светское пространство. Думаю, в этом случае ничего доказать не смогут, даже в нашем суде и с участием адвокатов.

Кобринский: Закон в этом случае применяться не может, потому что любое произведение искусства, каким бы провокативным и обидным оно не казалось, никогда не является оскорблением чьих-то чувств, а всегда - выражение творческого видения художника. Помните известный закон о запрете мата? Законодателей спрашивали: «А что, уже Пушкина нельзя публиковать?» «Нет-нет-нет, художественных произведений это не касается». Тогда следующий вопрос: «А что такое художественное произведение?» В таких случаях всегда будут проводиться экспертизы. А знаете, как они у нас проводятся? Есть такая печально известная Петровская академия наук, чьи члены последовательно выступали в качестве экспертов в суде - например, они обосновывали, доказывали, что слово «жид» не является оскорбительным для еврея.

ИТОГИ. «Норма чрезвычайно широка, и случаи, перечисленные вами, делают православных особой кастой, - говорит правозащитник Дмитрий Дубровский. - Мы находимся на пути к инквизиции мягкого типа. Во-первых, в законопроекте юридически не определено понятие чувств, во-вторых, неизвестно, кто их будет определять. В силу этого все перечисленное Анатолием Артюхом запросто может стать предметом рассмотрения в суде».

 «В гуманитарной сфере обосновать можно что угодно, поэтому закон будет  полностью зависеть от правоприменителя, - говорит Александр Кобринский. - Ни один следователь и ни один судья по таким делам не вынесет приговор без экспертизы. В Петербурге есть хорошие эксперты, но все зависит от того, какого эксперта или организацию выберет судья. Я вас уверяю, в суд всегда будут представляться противоположные экспертизы, будут тратиться огромные государственные деньги на них. Это просто Средневековье - все будут подавать иски в суд, суды будут завалены делами. Единственный, кто выиграет – это эксперты, которые получат много заказов».

Анатолий Артюх говорит, что не будет ходить по улицам и искать, кто обижает священников и монахов. «Я буду бороться в принципе с целой кампанией, которая идет против православной церкви», - отмечает он. Но даже если этим не будет заниматься сам Артюх, есть ощущение, что за подобными случаями будут следить другие – например, в «Вконтакте» уже действует группа «Православный контроль», администраторы которой просят сообщать им обо всех нарушителях закона об оскорблении верующих «для быстрого реагирования».

share
print

Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и политикой конфиденциальности