Проблемы ребенка в школе могут объясняться не ленью и нежеланием учиться, а дислексией — врожденной неспособностью распознавать символы.
По официальной статистике, дислексия проявляется в той или иной степени у 7–15 процентов детей, говорит Лора Закон, методист Международной Ассоциации Дейвиса и руководитель Центра коррекции дислексии по данной методике. Дислектики — не больные люди и не умственно отсталые. Просто они мыслят несколько иначе, чем большинство людей, традиционная форма обучения им дается с трудом. Если вовремя распознать дислектика и помочь ему, то трудностей с учебой у него не будет.
МЫШЛЕНИЕ
У обычных людей левое и правое полушария мозга отвечают за выполнение различных функций, которые не пересекаются. У дислектиков левое полушарие иногда берет на себя работу правого и наоборот.
Зачастую дислектики обладают более богатым воображением, но испытывают проблемы с ориентацией в пространстве и распознаванием символов. Чтобы читать и распознавать любые письменные знаки, будь то буквы, знаки препинания, цифры и другие символы, придуманные человеком, им нужно намного больше времени, чем обычным людям.
Читая слова, они не произносят их мысленно, чтобы понять написанное. То, что они видят, они должны соотнести в уме с каким‑либо образом. Но не со всеми словами это можно сделать.
Например, слова, не обозначающие предметы или явления, типа предлогов, местоимений, частиц, для дислектиков будут лишь бессмысленным набором знаков. Точно так же и с другими письменными символами и некоторыми действиями, которые требуют довольно долгого сопоставления с тем, что дислектикам уже известно.
ПРИЗНАКИ
Определить, что у ребенка дислексия, можно только тогда, когда он идет в школу и учится читать и писать. Но есть и косвенные признаки, которые могут указывать на дислексию уже в возрасте трех-четырех лет.
Это связано с тем, что у дислектиков хуже развита координация движения. Например, они позже, чем другие дети, учатся завязывать шнурки.
Чтобы это сделать, им нужно запомнить последовательность действий пальцев другого человека, а потом повторить эти операции. Им это удается плохо. По этой же причине в самом маленьком возрасте у них хуже получается делать куличи из песка, они с трудом поддаются обучению танцам (не могут запомнить шаги, путают действия рук и ног и так далее), спортивным играм, где нужна хорошая координация, — могут бросить мяч не в ту сторону.
Дислектики с трудом осваивают понятия «право» и «лево».
В школьном возрасте определить дислексию намного проще
Дислектики пишут лишние палочки в словах или, наоборот, их недописывают, путают буквы, которые похоже выглядят. Например, письменная «р» от «п» отличается тем, что у «р» левая палочка уходит вниз, а у «п» — нет.
Ребенок с дислексией плохо различает разницу между ними. В словах у дислектиков часто встречаются так называемые глупые ошибки. Они делают как обычные орфографические ошибки, которые допускают многие дети из‑за незнания правил правописания, так и ошибки, которые объяснить незнанием правописания невозможно. Например, там, где обычный ребенок напишет «и» вместо «е», дислектик может написать «у».
Дислектикам сложнее научиться определять время по часам со стрелками, дни недели и числа по календарю и читать прочие таблицы.
У дислектиков могут быть проблемы и с другими школьными предметами. Например, в математике они часто путают сложение, вычитание и другие математические действия между собой.
Если ребенок-дислектик ходит в музыкальную школу, у него могут возникнуть проблемы с изучением нотной грамоты. Например, он может писать ноты не на тех нотных строках.