Копать, пропалывать, собирать с грядок жуков, не разгибая спины. Раньше многие шли на все, чтобы увильнуть от огородной трудовой повинности. Сегодня люди сами платят за возможность покопаться на грядках. Жители мегаполисов арендуют участки и ездят помогать фермерским хозяйствам – за возможность ощутить радость труда на земле и положить на стол продукты, которые вырастили сами и в которых стопроцентно уверены.
Агротуризм в западном понимании этого слова – когда горожанин едет в деревню, как в отпуск, где для него уже подготовили прелести сельского быта – у нас так и не прижился. Вместо него выросло новое поколение дачников, любителей «всего натурального».
«Для нас огород – это целое путешествие», - рассказывает Олег, 36-летний специалист по антиквариату. Два года назад Олег с женой и двумя детьми оказался на даче у знакомых: весь уик-энд они помогали собирать редиску, укреплять грядки и стричь траву. С тех пор Олега, что называется, зацепило. Уже через год он снял кусок деревенского участка под Валдаем. И с тех пор все свободное время проводит с семьей там – огородничает.
Можно было бы огородничать и ближе, но сразу семья об этом не подумала, а теперь - прижились.
«Ты не понимаешь, как это круто: когда сам копаешься в земле, когда что-то, благодаря твоим трудам, растет!», - убеждает меня Олег. Путь до огородного участка занимает у него около семи часов. Сначала они пакуют вещи в машину: вещей столько, что хватило бы на полноценную кругосветную экспедицию. Одежда на холодную погоду, одежда на теплую погоду. Мази от комаров. От клещей. От ожогов на солнце. Лекарства. Огородные инструменты. Последние можно было бы взять и на месте, но Олег предпочитает иметь свои. В его арсенале есть технологичные лопаты из ультра-легких материалов, различные скребки и поливалки, и даже странное приспособление, работающее от сети – оно действует, как бур, и быстро разрыхляет землю.
Потом семья пять часов едет на Валдай – сначала по хорошей трассе, потом по не очень хорошей проселочной, потом по совсем плохой. Потом, наконец, наступает счастье. Все весенние и летние выходные семья обгорает на солнце, обдувается всеми ветрами и мокнет под дождями, пытаясь вырастить что-нибудь на твердой северной земле.
Картошка получается мелкой. Помидоры, если не поставить теплицу, не растут вообще. Огурцы растут, но болеют какими-то инфекциями. Все это не смущает Олега, который вдохновенно рассказывает о чуде взрастания огородных плодов. Он снимает полдома и половину участка в шесть соток у местной бабушки. Это стоит 7000 рублей в месяц. Бабушка весь день сидит и смотрит за городскими. Для нее это тоже счастье: за их деньги она может больше не брать в руки лопату и все купить в магазине.
Другие горожане берут в аренду грядки (есть и такое) или едут помогать фермерам. Иногда их берут в помощники бесплатно. Но могут и попросить денег за «экскурсию». Так происходит, например, на ряде ферм: за возможность ухаживать за коровами – будь добр, заплати. Зато на выходе дадут свежего молока – парного, без консервантов. Тоже счастье.