С приходом теплых дней в Петербурге начинается борьба за тишину. При открытых окнах начинаешь острее чувствовать, что мусоровоз приезжает слишком рано, а подростковые компании пьют слишком шумно. Но самое неприятное - это мотоциклисты. Законодатели из Госдумы лишь однажды задались проблемой шумных движков, но потом забыли про свою инициативу.
Где гоняют
Мусоровоз грохочет на 120 децибел, мотоцикл – на 110, метро в тоннеле – на 100. «У нас квартира выходит окнами на проспект Гагарина, - рассказали «МР» взбешенные жители. – Вроде бы все спокойно. Но в шесть утра по улице проносится, наверное, один и тот же мотоциклист. Будит весь район. Однажды на машине сработала сигнализация. Зачем ему утром, когда дороги пустые, так гудеть и так носиться?»
Прямоточные глушители с вырезанными флейтами и резонаторами несут вроде бы важную функцию – задолго предупреждают автомобильный поток о приближении мотоциклиста. Это как сирена на оперативном автомобиле. «Золотая середина – качественный глушитель, лучше всего немецкий, - пояснил директор мотоклуба Werewolf MC Михаил Некрасов. – Но заставить байкера поставить беззвучный глушитель, а потом выезжать с ним на трассу и ехать на 150 км/ч не удастся никому. Машина может вильнуть совершенно неожиданно. Все мы были свидетелями несчастных случаев. Я только против «колхозного» тюнинга, когда флейты вытряхивают из трубы для того лишь, чтобы двигатель стал мощнее на две лошадиные силы. Если уж хочешь добиться мощности, то это надо делать комплексно, а не уродовать глушитель».
«Мой район» нашел девушку, которая недавно похвалялась в соцсети, как гоняла по улицам без глушителя. Но юная байкерша сообщила, что вовсе не собиралась глушить соседей. «На самом деле, мне просто нравятся различные звуки, и я получаю эстетическое удовольствие от прослушивания музыки такого типа, как рев мотора. В ней есть своя специфическая и дорогая моему уху прелесть. В тот раз удалось совместить приятное с приятным, а так я по ночам тоже спать в тишине люблю», - рассказала Дина и добавила, что в тот день новый глушитель просто не успели установить на место, потому и пришлось ездить без него.
Улицы, живя на которых не рекомендуется открывать окна, - это выездные трассы и почти все набережные. Приморский, Витебский и Московский проспекты, Таллиннское и Митрофаньевское шоссе. А вот в Невском районе байкеров мало, на севере города – тоже. Говорят, всему виной неважный асфальт.
Мотоциклисты часто гоняют с превышением скорости по Невскому, но серьезные байкеры не считают это подвигом. Иногда любители скорости выкладывают в сеть видео своих покатушек. Корреспондент «МР» поинтересовался у правоохранителей, можно ли привлечь к ответственности хотя бы тех байкеров, которые себя таким вот образом рассекретили. Те, естественно, сказали, что нельзя. Дело не только в том, что по видеозаписи децибелы не замеришь, а состояние глушака - не разглядишь. Видео, сделанное несертифицированным прибором, крайне редко становится вещдоком. Недавний случай - когда оштрафовали родителей, посадивших свою дочку за руль авто, - это исключение. При наличии толкового юриста мама-папа легко избежали бы наказания.
Как наказывают
В 2011 году депутаты Госдумы всерьез взялись за проблему ревущих глушителей и стали готовить законопроект, ужесточающий наказание за езду на чересчур шумном транспорте. Как известно, президент Путин дружит с байкерами, но тогда страной руководил Медведев. Автор инициативы, депутат Шишкарев, полагал, что первопричина шума – высокая скорость, поэтому карать предлагалось именно за это, а не за эксплуатацию неисправного транспортного средства.
Алгоритм – как штрафовать, как ловить, как устанавливать личность – так и не был разработан, законопроект сгинул, тем более, что его автор вскоре перестал быть депутатом. Но в административном кодексе есть статья - эксплуатация гражданами автомобилей, мотоциклов или других механических ТС, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума превышает нормативы, установленные ГОСТ. Штраф 100-300 рублей или предупреждение. Кстати, в Евросоюзе собираются законодательно запрещать громкие спортивные автомобили, но запрет этот осложнит жизнь не потребителя, а производителя.
«Нашего байкера остановить за нарушение просто невозможно, - заявил Михаил Некрасов. – Вообще, если байкер попадает в клуб, то клуб его дисциплинирует, чтобы не лихачил в городе, а катался, в основном, по загородным трассам. Вот вы жалуетесь, что байкеры якобы часто гоняют по Невскому. Но какой в этом смысл, при таком обилии светофоров?»
Лидер клуба выразил надежду, что все байкеры обзаведутся звучными, но не пронзительными движками, которые не будут будить детей по ночам. Еще он рассказал, что куда больше его тревожит неподготовленность молодых мотоциклистов, выезжающих на улицы. «У нас ведь экзамен на права категории А до сих пор сдают на советском «Восходе». А потом этот парень пересаживается на «Ямаху». Ну, сделали у нас отдельную категорию для скутеров, но это ведь полумера. В Европе четыре категории для двухколесных ТС, и там, если у тебя мало опыта, ты просто не имеешь права сесть на мощный мотоцикл. Нам бы тоже такое правило не помешало бы».
«Зимой у нас спокойно, потому что в окнах трехслойные стеклопакеты, - рассказала молодая мама, чьи окна выходят на проспект Славы. - Летом в окно все время бьет солнце, мы, конечно, открываем… и тут начинается. Шум от машин и грузовиков – ничто по сравнению с мотоциклом, который еще и нарастает. Ребенок просыпается, когда мотоцикл далеко, а когда под окном – дитя уже ревет».
Поскольку те молодые парни, что в 80-е годы были рокерами, сейчас уже воспитывают детей-подростков, проблему можно объявить вечной. За 20 лет появились новые оконные конструкции, а тактичности у людей не прибавилось.
«Это проблема того же порядка, что и шумные соседи, и ремонтник с перфоратором, - заметил главный редактор журнала RIDE Тимур Уполовников. – 90% мотоциклистов не состоят в клубах, и повлиять на них мы не можем. Сам я использую стоковый фабричный глушитель, поскольку враг любого тюнинга. Да, есть надежда, что молодняк остепенится и тоже остынет к прямотокам. Жаль, что у нас не бывает на мотоциклах двух режимов: громкий – для дня, и тихий – для ночи».
Получается, что у байкеров есть более веское оправдание своей шумности, чем у соседа-алкоголика – собственная безопасность. В Москве придумали, как обезопасить мотоциклистов и при этом обозначить их место на дороге. Теперь их пускают на выделенные автобусные полосы. Там и нарушителя поймать легче. В Петербурге таких полос почти нет, а с тех, что есть, особо не гоняют. Пока штраф не ужесточат, громкий тюнинг будет только приветствоваться. Но ведь избавили же автомобилистов от «колхозного» ксенона, который тоже ставился из соображений безопасности, помноженной на эгоизм…