Неудачное выступление «Зенита» в сезоне 2012-2013 - команда не выиграла ни одного трофея – не стало поводом для увольнения главного тренера Лучано Спаллетти. Он остается отрабатывать контракт, который истекает у итальянского специалиста в конце 2015 года. Последний тренд в работе Спаллетти заставляет усомниться в том, что он сможет выправить зенитовскую лодку и придать ей нужное ускорение. Но, может, Мистер, как называют Лучано в команде, готов пойти на решительные меры?
Основная проблема у Спаллетти возникла тогда, когда в «Зенит» пришли в конце лета Халк и Аксель Витсель. Напомним, что за обоих клуб уплатил 100 млн евро их бывшим хозяевам. Болельщики, наблюдая за командой Спаллетти с 2010 года, привыкли к тому, что если ее и «заносит на поворотах», то она довольно быстро выправляет курс, и дальше мчится, не снижая скорости и раскидывая всех на своем пути. «Зенит» играет в самый скоростной футбол в России», - так обычно характеризовали питерскую команду, которая выиграла под руководством Спаллетти два чемпионата России, Кубок и Суперкубок страны.
После прихода двух дорогих новичков скорость из игры команды пропала. Думали, что это связано с потерей сплоченности, которой был славен «Зенит», и с разрушением командной атмосферы, вызванным склоками и недовольством большинства игроков тем, что кто-то получает больше. Аналитики предположили: в «Зените» конфликт амбиций, русские игроки не согласны с тем, что приглашенные новички лучше их, и не считают, что должны зарабатывать меньше. Не говоря уже о заслугах перед «Зенитом».
Но довольно быстро выяснилось, что дело не только в том, что кто-то кому-то завидует из-за денег и таланта. Да, поначалу игроки «Зенита» не обнимались после забитых голов. Не поздравляли с ними того же Халка. Но потом стали обниматься. Правда, все реже и реже. Потому что голы «Зенит» забивал с трудом, хотя и стал самой забивающей командой в чемпионате (53 мяча). Проблема в том, что «Зенит» не забивал или забивал мало в тех матчах, в которых это было нужно. Особенно это касается еврокубков и кубков. А в чемпионате 17 голов (почти треть от общего количества) были забиты в семи первых турах, когда еще в команде не вспыхнул конфликт и она лидировала.
Главное же – ровно с того момента, как в команду пришли Халк и Витсель, у «Зенита» пропала фирменная игра. С тех пор минуло девять месяцев – срок во всех отношениях подходящий для того, чтобы родить что-то новое. Но у Спаллетти не получилось. За это время стало понятно, что старый «Зенит» не вернуть (игроки постарели на год, а средний возраст команды и так самый высокий в премьер-лиге – 28,2 года), а новый строится с большим трудом. Именно потому, что Спаллетти пытается совместить трепетную лань (прежний «Зенит») и ежа (пришедших новичков). Большинство тренеров отталкиваются в своей работе от того, какие у них игроки. Случаи, когда игроки подбираются под модель игры, которая живет в голове тренера, даже когда тот спит, сейчас крайне редки. Для этого нужна командно-админис
В большинстве матчей мы видим попытки игроков успеть за мячом или хотя бы за мыслями друг друга, но получается редко. Чтобы вернуть прежнюю игру – быструю и мобильную – Спаллетти нужно отказаться от нападения (Кержаков не забивает с середины ноября, Бухаров почти не забивает в принципе), изменить полузащиту, где собрались не быстрые Денисов (29 лет), Зырянов (35 лет), Широков (31 год), активизировать фланги защиты (Анюкову – 30, Кришито травмирован и хочет в Италию, Губочан не подходит для фланга) и придумать, наконец, как использовать купленного за 40 млн у «Бенфики» Акселя Витселя, потому что, на какую позицию ни ставил бы его тренер (в центр, опорным полузащитником, крайним форвардом или просто форвардом, как было в последнем матче с «Амкаром»), бельгиец нигде не может принести ощутимой пользы.
Может, от него тоже стоит отказаться. Задача довольно трудная для тех трех недель подготовки к сезону, которые будут у Спаллетти (новый чемпионат стартует в середине июля). А главное, за прошедшее время итальянец не показал умения совершать радикальные шаги, «резать по живому», как выражался один футбольный тренер. Он, напротив пытался угодить и тем, и другим, и в итоге принес в жертву конформизму свои футбольные идеи. Еще страшнее, если Лучано их растерял. В этом случае надежд на перемены совсем мало.