В минувшую субботу, 18 мая, в Петербурге проходили два знаковых мероприятия: сначала роллерский пробег по центру – с перекрытием Невского и Суворовского проспектов, а потом Ночь музеев. Ночные пробки в центральной части почти не отличались от дневных, а дневной пробег обернулся тридцатиминуткой ненависти для застрявших в пути автомобилистов. «Мой район» задумался: почему горожане не любят уличные праздники и стоит ли вообще их устраивать, если от них столько бед?
Не понимаю, в чем прелесть припереться в душный центр города и демонстративно так с довольным е...ником проехаться у всех на виду?
Гей-парады запрещают, вот они под роллеров и маскируются...
К Смольному не проехать было, б…! Желание потусить - понимаю, но не за счет удобства остальных. Кстати, был удивлен, как их дох…(много).
Я в прошлом году ждал, пока проедут по Невскому роликозас…анцы. На Витебский чуть не опоздал, на поезд, только потому что послал всех в ж… и ехал по встречке до вокзала. Я плачу за машину, и налоги на дороги не для того, чтобы в метро ездить.
Встречный КАМАЗ поможет избавить дороги от ё… хрустов всех мастей вместе с роликобл…и.
Так культурная столица отреагировала на роллерский пробег – мероприятие регулярное, но нечастое (проводится раз в год). Мы подсчитали, сколько всего раз за год у нас перекрывают Невский проспект. Парад Победы и две его репетиции, День города и Новый год, демонстрации на 1 мая и в начале ноября, «Алые паруса» - это, так сказать, ожидаемые перекрытия. А марафон «Милосердие белых ночей», роллерский пробег в честь почетного гражданина Михаила Боброва и шествие в честь «Дней моды» - хоть и запланированные, но пока непривычные.
Можно обрушиться с критикой на власти и СМИ, которые недостаточно широко оповещали население о предстоящем мероприятии. Можно злиться на организаторов: зачем выбрали маршрут, связанный с таким количеством уличных перекрытий, ведь можно было покататься по набережной, ее легче объехать. Но гнев автомобилистов обрушился на самих роллеров, в основном, подростков. Даже те автовладельцы, которые не готовы были передавить конькобежцев «КамАЗами», горько сетовали, что молодежь предпочитает кататься не в парках, а в городе. Хотя если б пробег переместили в парк или за город, это уничтожило бы саму идею: продемонстрировать окружающим все прелести здорового образа жизни, а самим – лишний раз полюбоваться красотами центра, потому что кататься изо дня в день в парке надоедает.
Российские социологи, транспортные аналитики, даже продвинутые чиновники то и дело высказывают идею: закрывать на выходные какую-нибудь улицу для проезда, превращая ее в арену уличного фестиваля. Но горожанам, как показывает минувший уик-енд 18-19 мая, не нужны городские фестивали. Им нужна работающая, как часы, городская инфраструктура, позволяющая четко выстраивать свои планы. А как развлекаться – они решат сами, без помощи властей.
Директор Центра независимых социологических исследований Олег Паченков заметил: оживлять жизнь в городе, причем, не для всех разом, а только для одной социальной группы, потом для другой – невозможно без воспитания толерантности. «Это грустно, что питерские жители - в ленинградском прошлом известные как раз уважением к другим - сегодня так реагируют. Пешеходы ненавидят автомобилистов и наоборот – и все из-за того, что разучились уважать другие стороны жизни, отличные от того, к чему ты привык, и что касается твоих личных интересов».
А как же праздники? Ведь их устраивают для всех. Наверное, не так устраивают. Люди привыкли к традиционным парадам, хоть наблюдать их куда как сложнее, чем в детстве: по Невскому колонны не ходят. Все, пардон, нетрадиционное горожане поливают грязью.
«Пора предложить горожанам что-то новое, - говорит Паченков. - Не только Ночь музеев. То, что власти предлагают горожанам которое десятилетие подряд, сейчас интересно только гостям нашего города, которым от безысходности приходится интересоваться всем. Продвинутые жители города сами себе праздники организуют или едут в другие города мира, где можно увидеть что-то новое, а не фестиваль мороженого очередной.
Другое дело, что проезды роллеров и велосипедистов - это совершенно иная история. Это не праздники для развлечения. Это ближе к акциям протеста: требование, чтобы нас заметили и признали наше право на город - право на безопасную езду на велосипеде и роликах по Петербургу, право на инфраструктуру, которая такую езду обеспечит. До каких пор приоритет в городе будут отдавать автомобилям, которые отравляют окружающую среду? До каких пор город будет подстраиваться под их потребности? Автомобилистов 30% в городе, а остальные 70% прогибаются под них регулярно. Какая часть бюджета тратится на обеспечение нужд автомобильного транспорта? А какая - на обеспечение нужд других категорий горожан: пешеходов, велосипедистов, пользователей трамваев, метро и электричек?»
«Довольно странно, что народ так реагирует, - отметила лидер движения «Велосипедизация Петербурга» Дарья Табачникова. - Одно у меня есть объяснение – закрытый Дворцовый мост. Если бы Невский перекрывали в день, когда дорожная ситуация чуть менее проблемная, негатива было бы меньше.
Мы устраивали свои мероприятия, например, «Европейский велопробег», и в тот же день был еще «Твидовый» пробег. И тоже пришлось перекрывать улицы, Садовую, в частности. И нигде я не видела никаких негативных отзывов. Может быть, мы просто лучше информировали людей о предстоящем событии?»
Главы американских городов, затеявшие уличное мероприятие, ставят временные информационные щиты через каждые 100 метров.
«Действительно, очень многие относятся к городу просто как к набору функций, - говорит психолог Екатерина Смирнова. – К уличным развлечениям у многих отношение предвзятое, и результат налицо: на уличных праздниках, за исключением, может быть, Ночи музеев и разных спортивных мероприятий, все чаще можно увидеть мигрантов, иногородних студентов, а петербуржцы, особенно старше 25, ходят на них неохотно.
В истории с роллерами претензии понятны: во-первых, перекрытие дорог стало сюрпризом. Скажем, в День города никто не рискнет пересекать Невский. Во-вторых, большинство роллеров – очень молодые ребята, и водителям обидно, что они, зрелые люди, ждут, пока молодежь закончит развлекаться. В-третьих, для большинства людей праздники – блажь. Если бы в каждом районе было хотя бы по одной пешеходной улице, куда можно было бы сходить на выходных, зная, что увидишь там уличный театр, или художников, или мастер-классы, у нас теплее относились бы и к большим праздникам. Пришло бы понимание, что город – для жизни, а жизнь – она именно на улицах, а не в специально отведенных местах: парках, стадионах и барах. А так у нас даже уличных театров нет. Появиться они не могут, потому что для любого мероприятия нужно согласование чиновника, а пример Cirque du Soleil показывает, что грош цена этим согласованиям».