В Петербурге начался сбор подписей под воззванием в прокуратуру с требованием покарать обидчиков Георгия Кокорина - куратора петербургского отделения «Синих ведерок». Автомобилист-активист был избит в Колпино в ночь на воскресенье, 19 мая - предположительно, сотрудниками ГИБДД. Сам Кокорин заявил, что будет жаловаться непосредственно главе МВД Колокольцеву, но не прямо сейчас, а когда почувствует себя лучше. «Мой район» поговорил с избитым активистом.
В понедельник, 20 мая, спустя полутора суток после травмы, Георгий Кокорин все-таки был госпитализирован.
- Ничего серьезного нет, - пояснил он корреспонденту «МР». - Сотрясение и ушибы, сделали томографию, сказали, серьезных травм нет, главное - после укола уже голова так не болит, и стало легче. Может быть, следовало еще вчера в больницу лечь, но у меня же отобрали все документы, в том числе паспорт, и ключи, а у меня жена и двое детей дома, я не мог их оставить одних. Вот, мама приехала, тогда и решил госпитализироваться.
- Значит, вещи так и не вернули? Не подбросили?
- Это только воры документы подбрасывают, если вместе с деньгами украдут. А тут не воры, а совсем наоборот. Сожгут, наверное. Плохо, что надо все восстанавливать срочно, а я с таким лицом фотографироваться не могу…
- Как думаете, могут нападавшие теперь к вам в гости наведаться? Раз у них есть адрес и ключи? Не страшно?
- Страшно. Мне ведь дверь уже жгли. Три года назад. Дома были жена и дочка полугодовалая. Хорошо, соседи смогли потушить, и в квартиру пламя не перекинулось. Нашли следы бензина. После этого мы переехали, поставили видеонаблюдение на этаже.
- А после случая 19 мая угрозы поступали?
- Да, писали «ВКонтакте». Мол, Колпино такой район, в нем могут и убить, и нечего было туда соваться. Пишут, наверняка, из ГИБДД. С разных аккаунтов, но страницы у них пустые, значит, специально завели аккаунты ради такого случая. Я все эти посты удаляю. Правда, нормальные люди тоже пишут. Все больше появляется свидетелей, которые узнали людей с видео. Там были пятеро нападавших, из них часть – гражданские, часть – полицейские. Хозяин «бэхи», например, бывший патрульный, которого уволили по статье, после уголовщины. Еще там был какой-то кавказец, возможно, действующий сотрудник. В общем, мне про них сказали, что это «смотрящие» по району. Сами понимаете, «смотрящим» может быть или бандит, или полицейский, в том числе бывший. Они все время торчат в «Палочках» (имеется в виду кафе - «МР»), пристают к стриптизершам, и все им боятся слова поперек сказать.
- Зачем вы вообще поехали в Колпино?
- Нам писали всякую жесть про него, про беспределы ГИБДД, мы сами-то не верили, решили съездить, снять какой-нибудь позитив, а все получилось, как нам рассказывали, и даже хуже. Началось с того, что мы увидели, как грузят на эвакуатор машину – ВАЗ-21099. У водителя, который стоял рядом, не было документов. Если это вообще был владелец… Может, полицейские хотели угнать эту машину с помощью эвакуатора? Мы хотели это выяснить, а обернулось вот чем. Владелец (или не владелец) сам к нам подошел и говорит: да, моя машина, езжу без документов, потому что мне так проще, у меня пять таких развалюх, черт с ней, пусть забирают. А потом, когда машину погрузили, а нас избили, этот автовладелец подбежал ко мне и давай кричать: я тебя отвезу, никуда не уходи… Я спрашиваю: на чем отвезешь, у тебя же машину забрали? Все равно, кричит он. И за меня хватается, тащит куда-то. Я заорал: руки убери! Несколько раз крикнул, тогда он отвалил. Ну скажите, разве не подозрительное поведение? Куртку у меня в итоге отобрали, потому что в ней регистратор был. Второй регистратор остался, потому что был в машине. Если бы не видео, стали бы мы не потерпевшими, а совсем наоборот – все повернули бы, как будто это мы напали.
Видео: Георгий Кокорин
- Все равно могут еще неприятности последовать…
- Теперь меня побоятся обвинить в том, что это я на пятерых напал. После того, как меня били трое, а моего друга Новикова – двое. У него тоже сотрясение, его били снизу ладонью по подбородку. Все из-за того, что хотел отнять видеозапись. Если дело повернут против нас, полиция растеряет последнее доверие. Ей и так сейчас только 20% населения доверяет. Правда, у меня теперь на работе проблемы из-за больничного, директор грозился уволить. Я работаю водителем, а общественная работа денег не приносит. Другое дело – у гаишников. Несколько лет назад, когда мне платили только 13 тысяч в месяц, мой приятель работал в ГИБДД дружинником. Просто добровольцем. Он имел в день 10 тысяч рублей. Сколько же тогда получали штатные инспекторы?
- Уголовное дело еще не возбуждено?
- Нет, я в ту ночь дал объяснения, а завтра (имеется в виду 21 мая - «МР») в больницу придет следователь из ГУ МВД. Подполковник. Пока проводят проверку.
***
Конфликт произошел около трех часов ночи 19 мая, когда Кокорин вместе со своим соратником Алексеем Новиковым дежурил в Колпино на стоянке у магазина «Ока». Там они приметили машину ГИБДД, экипаж которой собирался принудительно эвакуировать 99-ю «Ладу», так как у водителя не было прав. Машина инспекторов, по мнению активистов, была припаркована с нарушениями. Инспектор как раз оформлял протокол на нарушителя, когда Кокорин подошел и поинтересовался, по какой причине патрульная машина припаркована на тротуаре. «Здесь не тротуар, а стоянка. И вообще, служебному транспорту можно». Но «синеведерочники» не уезжали, а видеорегистратор в их машине продолжал фиксировать происходящее. Заснял он и события, случившиеся через пять минут.
К сотрудникам ГИБДД подъехала черная BMW, водитель вышел и стал спрашивать дорогу до улицы Веры Слуцкой. Всего в машине сидели пять человек: остальные тоже вышли размять ноги. После слов «и поворачивать направо», пассажиры «бумера» подошли к Кокорину, который все еще стоял поблизости от машины ГИБДД, и ударили его сзади по голове. Потом по лицу. Потом сорвали куртку и убежали вместе с ней. В куртке были ключи от квартиры, документы, а под курткой – работающий видеорегистратор. Он упал на асфальт и разбился.
Уже потом активисты «ведерок» вспомнили, что инспектор ГИБДД, явно недовольный вниманием, звонил кому-то по телефону. Это дало повод заподозрить, что к нападению были причастны некие добрые знакомые инспекторов. У ребят из «Синих ведерок» был второй регистратор, установленный в машине. Запись, на которой были засняты в том числе и нападавшие (в тот момент они еще мирно шли к гаишникам «спросить дорогу») выложили на YouTube, первого из агрессоров опознали через полчаса. По версии зрителей, агрессор сам работает в УГИБДД и носит фамилию Хребтов. На видео он в штатском и, как считают «синеведерочники», это иллюстрирует круговую поруку, которая расцвела в Колпинском УГИБДД. Если у инспекторов есть своя группа поддержки, готовая прибыть через пять минут и устроить разборку, то это уже не полицейское подразделение, а «Объединенная преступная группировка УВД Колпино» - говорят пострадавшие.
Куратор еще одного автомобилистского движения – ТИГР – Александр Расторгуев вспомнил, что колпинское ГИБДД водители давно называли «беспредельщиками», и переаттестация, по мнению активиста, ничего не исправила.
К слову, колпинский угрозыск взялся расследовать инцидент еще в воскресенье, как только в полицию прилетела телефонограмма из травмпункта. Врачи поставили Кокорину диагноз: сотрясение мозга, ушибы, перелом скуловой кости. В тот момент все претензии активистов сводились к бездействию инспекторов, которые видели избиение, но не пресекли. Обвинения в сговоре появились уже потом. Руководство ГИБДД отвергает все претензии: информацию о Хребтове не комментирует (должно разбираться следствие), а про бездействие говорит так - имя нападавшего установили, значит, какую-то работу все равно проделали. В действительности, УГИБДД просто пробило номер попавшей в кадр BMW – машина принадлежит бывшему полицейскому.
Добавим, что коллективная жалоба в прокуратуру начинается так: «Из открытых источников в сети интернет мне стало известно, что в ночь с субботы на воскресенье в м/о Колпино г. Санкт-Петербург произошел крайне неприятный инцидент...» Дальше идет фабула и ссылки на видео.
Полицейский главк считает, что «синеведерочники» сами спровоцировали конфликт, причем, не из-за парковки (это был повод), а из-за эвакуируемой машины. Понятно, что задержание авто – это бедствие для владельца (помимо штрафа, придется оплачивать и расходы на перемещение). Кокорин так и не смог пояснить, куда делся водитель той машины и захочет ли он быть свидетелем по делу.
P.S. Нападения полиции на активистов-автомобилистов – не слишком распространенная практика. Известен случай с Кириллом Форманчуком, который вел в Екатеринбурге борьбу с коррумпированными сотрудниками ГИБДД и однажды был избит прямо в стенах отдела полиции. После этого он стал известен на всю страну. Кстати, иногда именно ему приписывают идею «синих ведерок»: ездить с круглым контейнером на крыше он начал в далеком 2006 году.