Истории

История одного американского шпиона в России, или спасти рядового Райана

Очередной российско-американский шпионский скандал, несмотря на все свои комические детали, на самом деле вызывает огромное количество вопросов, ответы на которые мы в ближайшем времени, конечно, не получим.


Обычно, когда в России ловят очередного шпиона или когда в какой-нибудь стране ловят шпиона российского, я обращаюсь за консультацией к ветеранам российской разведки, которые не один год работали, как они говорят, «на поле», в глубокой конспирации на территории другой страны. В принципе, грубо говоря, условия существования таких «кротов», как и методы работы, везде одинаковы.

3-тий секретарь политического отдела посольства США в Москве Райан Кристофер Фогл, задержанный недавно сотрудниками ФСБ, нарушил, если комментировать официальную информацию, похоже, все мыслимые и немыслимые принципы работы нелегала. Звонить с предложением о вербовке высокопоставленному сотруднику российских спецслужб по мобильному телефону домой, находясь рядом с классическим шпионским набором «на кармане»: компасом, картой города, старым мобильным телефоном, ножом, набором париков и очков, со 100 000 долл., это, конечно, высочайший класс профессионала разведки!

Неудивительно, что оценка действий рядового шпиона Райана ветеранами российской разведки в общем соответствовала той, которую дал The Los Angeles Times генерал-майор КГБ в отставке Алексей Кондауров: " За всю свою работу в КГБ я не припоминаю действия более неаккуратного, глупого, кричаще непрофессионального, совершенного иностранным агентом и приведшего к его поимке…».

Впрочем, как сообщил мне один ветеран российской разведки, просивший не называть его имя, вся эта демонстрационная операция могла быть проведена для отвлечения внимания российских спецслужб от некоего другого важного мероприятия.

Как бы там ни было, вопросов в связи с происшедшим возникает немало.

Почему так демонстрационно непрофессионально работал Райан? Зачем ФСБ надо было создавать такое телевизионное шоу? Какие цели преследуют в связи с этим российские политики? Какое всё это имеет отношение к Северному Кавказу? Имеет ли все это отношение к истории с братьями Царнаевыми? Для чего именно сейчас, когда продолжаются переговоры по Сирии, российским властям потребовалось капать очередную каплю яда в стакан российско-американских отношений?

Вспоминая шпионские скандалы новейшей истории России, невольно обращаешь внимание на одну закономерность. Почти за каждым таким скандалом обычно следовало принятие законов или действия властей, которые иначе как атаками на гражданское общество назвать нельзя. Когда возник первый шпионский скандал с экологической организацией «Беллуна», т.н. «дело Александра Никитина», в стране начались массовые проверки экологических организаций. И не только проверки, но и преследования. Когда начались первые «шпионские» процессы над российскими учеными, были приняты секретные инструкции, регламентирующие не только контроль за их деятельностью, но и саму форму проведения над ними судебных процессов в случае их обвинения в шпионаже. Кстати сказать, эта деятельность российских властей и не прекращается. Как сообщает газета «Ведомости», «российское правительство решило усложнить жизнь отечественным ученым, чьи исследования финансируются зарубежными благотворителями.

Правительство обязало иностранные благотворительные и научные фонды, сотрудничающие с российскими исследователями и научными учреждениями, проходить экспертизу Минобрнауки. Грантодатели теперь должны представить в министерство уставные документы и данные о научном проекте, на который выделяются средства. Кроме того, они должны передать чиновникам собственные банковские реквизиты и номера счетов грантополучателей. Все эти документы должны быть переведены на русский язык.».

Нагнетание массовой антиамериканской истерии путем демонстрационных шпионских скандалов сегодня, когда в стране определились «иностранные агенты», очень выгодно властям. Это позволяет держать общественность в приятном для них напряжении, не позволяя ей заниматься поисками остатков растительности на выжженном политическом пространстве.

История рядового шпиона Райана еще будет иметь свои последствия.

share
print