Работать никем, и одновременно зарабатывать на жизнь в комфортной обстановке – мечта многих офисных сотрудников. Почему трудолюбивый фрилансер чаще срывает сроки, как найти опытного наставника, и почему половина «свободных художников» уже через полгода нанимает собственных сотрудников, а другая половина – работает за бесплатно и мечтает о возвращении в офис, разбирался «Мой район».
Плюсы
Кроме того, что фрилансер выполняет только свою работу и выбирает удобные для себя условия труда, есть и менее очевидные плюсы.
+ Для инструментов, которые используются во фрилансе, не требуется специальная подготовка. Даже дизайнеру не обязательно получать образование по специальности – все зависит от опыта и таланта. Программисту нужно время, чтобы осваивать языки независимо от того, работает он дома или в офисе.
Кроме того, что фрилансер выполняет только свою работу и выбирает удобные для себя условия труда, есть и менее очевидные плюсы.
+ Для инструментов, которые используются во фрилансе, не требуется специальная подготовка. Даже дизайнеру не обязательно получать образование по специальности – все зависит от опыта и таланта. Программисту нужно время, чтобы осваивать языки независимо от того, работает он дома или в офисе.
+ Фрилансер выбирает себе начальника и работает, когда ему это действительно важно и интересно. Мнение работодателя о фрилансере не зависит от времени суток, соблюдения корпоративной этики или дресс-кода. В свою очередь, профессиональный фрилансер берется за проекты, с которыми ему не стыдно работать (или почти не стыдно).
+ Опытный фрилансер со временем становится индивидуальным предпринимателем, проект-менеджером и перераспределяет часть работы на других фрилансеров. Он берется за все более обширные задачи. По различным оценкам, 50% работников, зарабатывающих на жизнь фрилансом более полугода, открывают собственное дело.
+ Для фирм: расходы на сотрудников в соответствии с прибылью. В кризис не придется сокращать целый офис – нужно просто нанимать меньше (или более дешевых) фрилансеров.
+ Другой плюс для фирм: разнообразие в стилях работы. Например, если заказчику не подходит специфический стиль штатного дизайнера можно нанять другого на виртуальной бирже, исходя из любых запросов.
Минусы
Самый очевидный минус – неравномерный доход и неясный юридический статус. Какие минусы замечают опытные фрилансеры?
Минусы
Самый очевидный минус – неравномерный доход и неясный юридический статус. Какие минусы замечают опытные фрилансеры?
- Фрилансеру нужна дисциплина. Здесь есть подводный камень: чем больше времени суток и дней в неделю работает фрилансер, тем сложнее ему успевать со сроками. Офисную работу можно перераспределить. В работе на себя малейшая запинка в одном из проектов может привести к обвалу в остальных.
- Фрилансеру нужно портфолио, поэтому первое время придется работать почти бесплатно. В случае, если прогресса не наблюдается, «первое время» может растянуться на несколько месяцев, и будучи чрезвычайно занятым человеком, вы не сможете обеспечивать себя.
- Фрилансеру желателен опытный наставник. Чтобы составить качественное портфолио, свести с реальными клиентами, проконтролировать работу начинающего фрилансера, чтобы не обрушился его рейтинг на виртуальной бирже труда. Исправить ошибки дизайнера, копирайтера, программиста могут опытные мастера, которых также можно найти в интернете. Возможно, с ними придется делиться гонораром.
- Для фирм: медленное включение в работу. Фрилансеру нужно объяснять, какие приемы дизайна или написания текстов у вас приняты, а какие – категорически запрещены. Например, почему городскую программу «Толерантность» не могут рекламировать мигранты в виде лобзиков и веников.
- Еще один минус для фирм: снижается эффективность коммуникации. Многие хорошие идеи рождаются спонтанно в результате общения. У работодателя с фрилансером такого не бывает, наоборот, отход от изначального плана не приветствуется.
Тезисы почерпнуты из выступлений экспертов на конференции Freelance Day в Университете экономики и финансов: маркетолога и соучредителя «Первой академии фриланса» Семена Шумейко, маркетолога Алексея Федорова (агентство TergetPro) и маркетолога Федора Кривова (агентство Lead Zeppelin).
Тезисы почерпнуты из выступлений экспертов на конференции Freelance Day в Университете экономики и финансов: маркетолога и соучредителя «Первой академии фриланса» Семена Шумейко, маркетолога Алексея Федорова (агентство TergetPro) и маркетолога Федора Кривова (агентство Lead Zeppelin).