В российский прокат вышел фильм «Неуловимые». Европа замерзла без нефти и газа, НАТО развалилось на куски, а в России к власти пришли фашисты. Вконец обалдевшая Северная Корея высадила десант в США. Не верите в такое развитие событий? А американцы верят.
Не волнуйтесь, это не спойлер. Все геополитические тонкости излагаются в начальных титрах, оформленных под breaking news, пока под невыразительную музыку перечисляются малоизвестные актеры. Три минуты - и с политикой покончено, а мы переносимся в самый обычный городок, молодые обитатели которого станут новыми героями свободной Америки.
В оригинале «Неуловимые» называются «Красный рассвет», и это римейк одноименного фильма 1984 года. «Red Dawn» восьмидесятых был эталонной развесистой клюквой о том, как страшные русские захватили Америку, и лишь отряд юных героев... Особенно хорош был главный злодей - полковник Стрельников, говорящий на чистейшем русском языке: «Дело, которое я презираю во всех упваиния, это ипокризия. Мы бемся за залдамири!» (что бы это ни значило).
«Неуловимые» вовсе не так смешны. Возможно, потому что мы не владеем восточными языками. В соответствии с изменившейся международной обстановкой, США захватывают не русские, а китайцы. Точнее, так было в первом варианте сценария, но потом менеджеры MGM сделали плохих парней корейцами, чтобы не потерять китайский рынок. Так что «Неуловимые» вызывают недоверие с самого начала: при чем тут жалкий, помирающий от голода Пхеньян? Понятно, что в сказке все возможно, но и у сказки должна быть внутренняя логика. Для пущей убедительности сценаристы усиливают северокорейских захватчиков отрядом русского spetsnaz’а. Но даже рослые мрачные парни в голубых беретах не могуг справиться с группой подростков, которые прячутся в лесу и подрывают мощь захватчиков внезапными вылазками.
Старый «Красный рассвет» был вопиюще нелепым, непристойно малобюджетным и очень забавным фантастическим боевиком. Новые «Неуловимые», если оставить геополитическое вступление, фильм совсем другого жанра - молодежный low-fi action о том, как мальчики становятся мужчинами. В центре повествования - братья Джед Эккерт (Крис Хемсворт) и Мэтт Эккерт (Джош Хатчерсон). Старший - морской пехотинец и тертый калач, младший - только учится. Юные американцы заманивают корейцев в ловушку, отбирают у них автоматы, расстреливают еще корейцев, отбирают автоматы и у них... А между делом ведут проникновенные разговоры. По замыслу, у всех в отряде «Росомаха» - сложные и запутанные характеры, но сценарий настолько кондовый, а лица молодых актеров так пусты и безоблачны, что вся эта молодежная психология остается на уровне заявки.
Дэн Брэдли никакой не режиссер, он постановщик трюков. Причем - талантливый: работал и в «бондиане», и в «борниане», и в фильмах про Человека-паука. Все, что в «Неуловимых» связано с каскадерством, сделано здорово, мастеровито. Стремительные погони, молниеносные перестрелки, красочные взрывы. Но у Брэдли нет стратегического, режиссерского мышления: ну, снял он, как кореец пальнул из гранатомета, машина перевернуась, а из-под нее прыснули героические подростки, расстреливая все на своем пути - а дальше что? А дальше еще один кореец с гранатометом. Монтируя скучные аттракционы, Дэн Брэдли быстро подводит нас к финалу компактной, полуторачасовой картины.
Тут можно было бы порассуждать о том, как привередлив стал зритель. Еще лет двадцать назад ему достаточно было гонок да стрелялок. А сейчас - смысл подавай! Но смысла нет. И экран заполняет суровый Крис Хемсворт в крашеных контактных линзах - синих, как безоблачное небо Америки.
Неуловимые (Red Dawn)
Страна производства: США
Бюджет: 65 млн долларов
Режиссер: Дэн Брэдли
Авторы сценария: Карл Эллсуорт, Джереми Пассмор
В главных ролях: Крис Хемсворт, Джош Пек, Джош Хатчинсон и другие
РЕЖИССУРА: 3 из 10
СЦЕНАРИЙ: 2 из 10
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 1 из 10