В Петербурге с мая 2012 года работает волонтерский проект по обучению русскому языку детей мигрантов. В общественной организации «Дети Петербурга» принимают участие несколько десятков преподавателей. «МР» попросил некоторых из них рассказать о том, зачем им это нужно.
Ирина Гончар, преподаватель русского языка как иностранного, около 40 лет работает в СПбГУ: «К проекту я присоединилась в августе 2012 года. Мне дочка – у нее сильная гражданская позиция – сказала: «Мама, ты должна, это же твоя профессия!» Я пошла – и не пожалела. Общаться с такими искренними и жадными до знаний детьми приятно для любого преподавателя.
Делаем видеокурс русского языка для детей мигрантов. Грамматика на втором плане: для начала надо объяснить простые вещи – например, почему шапочка «красная», а не «красный». Русский язык - сложный. Я всегда восхищалась студентами, которые могли правильно построить фразу. Но у детей очень хорошая память, так что у нас все получится.
Часто бывало, что на первый урок родители и сами приходили. Это те родители, которые хотят, чтобы их дети нашли себе место в обществе, а не махали метлой на улицах. С занятий никого не прогоняю: мамы, бабушки могут сидеть. Иногда родители звонят по телефону: «Как там мой Кадыр?» Это значит, что дети под контролем, не брошенные.
У нас демократическая форма обучения. Дети чувствуют себя свободно: могут и поссориться, и подраться, и тут же помириться. Один джигит как-то в пляс пустился. Дети мигрантов – динамичные, подвижные. И они все очень искренние. У них нет фальши. Мне неважно, чем занимаются их родители. Знакомые говорят: ты у них интересуешься – легально они здесь или нет? Меня это не волнует. Из этих детей, может быть, вырастут наши друзья».
Татьяна Кузьмина, кандидат филологических наук, доцент кафедры детской речи РГПУ им. Герцена: «У меня научный интерес: я ведь работаю в вузе. А попала в проект благодаря заведующей кафедрой, на которой я тружусь: она рассказала обо мне Даниилу Любарову (председатель РОО «Дети Петербурга» - «МР»). Наблюдая за обучением, мы пишем научные статьи, разделы в книгах. Тема: процесс освоения русского языка как второго.
Занятия я веду в Приморском районе. Дети приходят очень – даже слишком – разные по возрасту и по уровню владения языком. Зачем приходят? Ну что вы, они же очень плохо учатся в школе, многие вообще по-русски говорить не могут. А те из них, что учатся долго – не могут освоить многие нюансы, например, грамматический род. И, конечно, у всех проблемы с лексикой.
Этих детей надо вовлекать в русскую культуру. Они должны быть не просто носителями русского языка-билингвами. Поймите, они же, например, меньше наших сказок читали, чем русскоязычные дети. Двенадцатилетний ребенок не будет самостоятельно читать про гусей-лебедей или тараканище. Им нужно давать как можно больше всего из того, что и так знают русскоязычные дети.
Дети мигрантов быстро адаптируются. Бывает и такое: одна из учениц мне недавно рассказывала – «Представляете, оказывается, мусульмане не должны изображать зверей и людей! Вера запрещает». Да, не очень-то религиозные семьи мне попадаются. Самое главное: они должны интегрироваться. Иначе у нас будет то же самое, что и в Париже несколько лет назад. Но в отличие от парижских арабов выходцы из Средней Азии действительно хотят интегрироваться».
Екатерина Алимова, студентка РГПУ им.Герцена, активистка и общественный деятель: «К проекту присоединилась случайно. Я как-то пришла на собрание «Наблюдателей Петербурга», чтобы узнать новости родного Адмиралтейского района. На это собрание пришел и Даниил, рассказал, что планируется такой проект. Я сначала решила помочь с распространением информации. Потом пришла на занятия, а теперь сама их веду.
Я много общаюсь с детьми и учусь находить решение в конфликтных ситуациях. Не хочет ребенок делиться фломастерами, а мне надо придумать, как сделать так, чтобы поделился. Веду уроки у детей 4-11 лет: выполняем задания, работаем с прописями, придумываем рассказы по картинкам, разыгрываем сценки, смотрим мультики, лепим из пластилина. Отношения и с детьми, и с родителями складываются теплые. Вместе отмечаем дни рождения детей.
Очень важно поднимать в обществе вопрос о мигрантах. Эта тема либо замалчивается, либо обсуждается в негативном свете. А мигрантов необходимо интегрировать. Если власть ничего не делает для того, чтобы их дети социализировались – волонтеры сделают это за них.
Ребята, которые ходят на занятия постоянно, показывают хорошие результаты. Например, Шейла из Таджикистана. Ей всего пять лет. Ни одного моего занятия не пропустила. С мамой приехали из Таджикистана, раньше очень плохо говорила по-русски, а теперь - почти без ошибок. Шейла хочет стать детским врачом или прокурором. Сейчас на занятия начал ходить и ее младший брат.
У нас, кстати, занимаются и русскоязычные дети: трое ребят 5-6 лет. Для них это возможность дополнительного развития, подготовки к школе плюс общение с другими детьми. В коллективе нет никакого деления – все общаются на равных».
Любовь Май, преподаватель русского языка как иностранного: «К проекту я присоединилась в конце августа 2012 года: случайно увидела объявление в группе «ВКонтакте» - нужна помощь в обучении детей мигрантов. Подумала, что для меня это был бы хороший опыт. Пока провела 5-6 занятий.
У меня в группах были очень хорошие дети. Из разных стран – в основном, СНГ, много из Узбекистана и Таджикистана. Самое благоприятное впечатление произвели их родители: это, в основном, их заслуга, что дети оказались на занятиях. Видно было, как они хотят, чтобы их дети знали язык той страны, в которой оказались. Большая часть семей переезжает сюда именно за тем, чтобы у детей было достойное будущее. Мое мнение: у детей нет национальности.
Я преклоняюсь перед людьми, которые организовали этот проект, и перед девушками, которые в нем работают. Проект – волонтерский, и всё делается с душой. У меня, к сожалению, сейчас не получается там работать - времени свободного почти нет. Бываю замещающим преподавателем – если никто не пришел, а у меня есть «окно» в расписании. В любом случае, это был хороший опыт: мне хотелось узнать, правда ли, что в наше такое денежное время бывают люди, которые бесплатно и от чистого сердца занимаются с детьми мигрантов».
Даниил Любаров, председатель РОО «Дети Петербурга», один из инициаторов проекта. Бизнесмен, отец четырех детей: «Сложно ответить на вопрос про мою мотивацию. В Петербурге тема мигрантов - проблемная. И вопрос – почему вы вдруг стали решать эту проблему? – непонятный. Я считаю, что дело – хорошее и правильное. Каковы итоги? Есть конкретные люди, жизнь которых изменилась. Дети, которые стали более образованными. Может быть, их не так много, но они есть. Один из самых позитивных моментов – люди откликаются, пытаются участвовать, помогать. Негатив – разве только в том, что по мере погружения в тему миграции я вижу, что это действительно проблема. Но для кого это новость?
Осенью 2012 года мы представили проект в Смольном. Не в качестве просителей – это была просто презентация на открытом заседании экспертного совета. Способ заявить о себе, получить некую оценку городского правительства. Главное, чтобы нам не мешали. Мы – независимы и не обязаны играть по навязанным кем-либо правилам.
Потребность в новых волонтерах, которые готовы тратить свои усилия, конечно, есть. Если человек может чем-то помочь – пускай приходит. Если он при этом умеет заниматься с детьми – замечательно! Но у нас в проекте есть и фотографы, и люди, которые разносят листовки – занятие найдется для всех».
Бесплатные курсы для детей приезжих проводятся на семи площадках в Петербурге. В проекте задействованы около 40 преподавателей-волонтеров. Обучаются порядка 80 детей в возрасте от 4-5 до 15 лет. Мальчиков и девочек примерно поровну. Родной язык у большинства учеников – узбекский. Объявление о приеме на курсы переведено на десяток языков, в том числе китайский, корейский и вьетнамский. Помимо, собственно, уроков для детей организуют бесплатные походы в театр Буфф, а также в музеи. В ближайшем будущем планируется выпустить обучающий видеокурс. Мечта Даниила Любарова – организовать летний лагерь для детей приезжих.
Сардорбек Салиев, 12 лет. Рассказывает отец мальчика Рустам: «Сын, когда приехал в Петербург из Узбекистана, по-русски вообще не понимал. И вот как-то пошел он с дядей в мечеть и принес оттуда газету «Туран». А там было объявление про бесплатные курсы, на которых детей мигрантов обучают русскому языку. Мы позвонили Даниилу Любарову – так и началось наше общение. Сардорбек ездит в центр на Гороховой улице два раза в неделю. До этого у нас была проблема - отдать его в школу. Но и с этим в общественной организации помогли: ездили со мной и в РОНО, и в школу. Без них у меня уже руки опускались, а они помогли устроить: школа №110 Выборгского района. И директору школы спасибо: вошла в положение. Правда, сын должен был по возрасту идти в 6-й класс, а взяли его в 3-й – с условием: освоится – переведут классом старше. Я считаю, это правильное педагогическое решение.
Сардорбек начал учиться на курсах в августе 2012 года. Результат я вижу: он учится в школе, неплохо общается с одноклассниками. Учительница ему помогает, дополнительно занимается. Отношения в классе складываются теплые: после уроков идти домой он не торопится. Значит, всё хорошо».