Истории

Что делать, если ребенок «подсел» на компьютерные игры-стрелялки и превращается в зомби

Екатерина Краева, тележурналист и мама двоих детей, ищет способы вернуть шестилетнего сына «с войны», и спрашивает других родителей: как бороться с любовью ребенка к компьютерным «стрелялкам». Эксперты считают, что увлеченность играми – дело неплохое, и советуют, как обратить ситуацию на пользу.

Мой шестилетний сын даже во сне играет в компьютер. Почти каждое утро Ярослав  рассказывает, что ему приснился герой из «GTA» или «Майнкарфт». Каждый день по возвращению из детского сада он просит дать ему поиграть в компьютер. На Новый год он заказал игровую приставку. На отказ включить ему стрелялку отвечает громкими рыданиями. Прогулке с друзьями предпочитает игры  в интернете.  Кажется, он стал одним из «кибераддиктов». 

Кибераддикция – это зависимость от компьютерных игр. Первые признаки: ребенка не оторвать от игры, он становится замкнутым, сужается круг его общения и интересов. Последствия: неуравновешенность, рассеянность, потеря социальных связей.

Помню, лет десять назад в Петербурге работали интернет-клубы. Как-то я зашла в один из них и испытала шок.  За компьютерами в дневное время  сидели десятки школьников. Они были похожи на армию зомби. Теперь такой же зомби живет в моей квартире. Он не слышит, как я прошу выключить его компьютер. Он может ради него отказаться от еды. Он - житель виртуального мира.

Пусть в меня бросят камень те родители, которые ни разу не включали детям компьютерные игры. Я уверена, что таких единицы. Два года назад, когда сын требовал внимания, а мне нужно было ухаживать за грудной дочкой, я сама, каюсь, включила ему игры онлайн. Подпрыгивающий за монетками Марио быстро надоел ребенку, и он переключился на кровавые стрелялки. Когда мы с мужем поняли, что теряем  Ярослава, мы ограничили время пребывания в другой реальности до 30 минут в день и записали в шахматный кружок. Но теперь он играет в гостях у своих друзей.

Мне очень страшно, но запретить ему играть – на мой взгляд, не выход. Сегодня компьютерные игры – примета времени. У одного моего знакомого дети-школьники все выходные проводят в интернете. Он считает, что это нормально. Наиграются детки, потом надоест и перестанут. Другой знакомый, профессиональный геймер, провел шесть лет за компьютером, прерываясь на сон и еду. Недавно он женился и говорит, что именно это его спасло от зависимости – появились другие цели в жизни.

 

Что говорят другие родители и эксперты

 

 

Виталий Рейнгеверц: «А в чем, собственно, зло от компьютера? Если ребенка ограничивать, будет только сильнее хотеться... Будущее у них все равно сопряжено с компьютерами, так почему он не должен в этом разбираться и понимать, что да как? А выбор игр и развлечений на планшете или компьютере как раз за родителями. Как и чем научите пользоваться, так и будет. У меня дочка с удовольствием рисует и карандашами, и красками, и на айпаде, и на планшете (который к компьютеру подключается). А нет рядом айпада  – да и не надо, хотя в пять лет играла месяц достаточно много».

Анна Брунер: «У меня есть семья знакомая, ребенку нет и четырех, играет ТОЛЬКО с компьютером. Родители потакали интересу малыша и купили настоящий. А что - сидит сам, ковыряется, не отсвечивает... В результате - задержка развития речи, вообще перестал играть со сверстниками. Мы сознательно не покупаем никаких игровых приставок Дэвиду, только настоящие семейные и развивающие игры в коробках. И обучающий детский компьютер - но не более 40 минут,: как раз хватает, чтобы ребенок сам выучил счет по-английски до 10 и пару фраз. Как только Давыдка поиграет подольше - плохо спит. Я стараюсь отвлекать его другими играми или занятиями».

Маша Херсонец: «Я бы сказала, что мультфильмы подготавливают почву к компьютерной и другим зависимостям. Это вообще проблема и для нас, взрослых. Мы - телевизионное поколение, сами хотим все больше и больше легкодоступных развлечений. Нам гораздо проще включить кино, мультфильм, нежели отправится на каток с ребенком, помыть лестничную площадку, посадить цветы за окном. Мультфильмы, кино, игрушки, интернет - все они имеют одно очень неприятное свойство. Ты вроде бы что-то делаешь - ходишь, переживаешь, чем-то занят. Но фактически ты в это время своей собственной жизнью не живешь».

Константин Козловский, педагог (направление «Робототехника») Центра технического творчества Пушкинского района: «Позитивное влияние компьютера на ребенка очевидно: развивается реакция, моторика рук, внимание, память, логика, визуальное восприятие. Свободно ориентирующийся в компьютере ребенок более уверенно входит в мир новейших технологий.

Но пребывание за экраном должно ограничиваться по времени. В четыре года это не более 20-25 минут, с шести лет 30-35 минут, в восемь лет 40 минут.

Если в доме есть компьютер, отдалить от него ребенка практически невозможно. Посмотрите, какие  сайты посещает ребенок, во что играет. Предложите альтернативу - попытайтесь заменить просто игру на развивающую, в процессе которой ребенок не только будет следовать «указаниям», но и сам создавать мультфильмы, сайты, видеоклипы, программировать роботов. Поверьте, нет ничего более радостного для ребенка любого возраста, когда он видит, что его работа дает результат: робот движется в нужном направлении, мультфильм вызывает добрую улыбку у окружающих, а сайт становится победителем конкурса.

Важно объяснить детям, что нельзя ни в коем случае играть на деньги, в том числе и на виртуальные. Так как это приводит, во-первых, к психологической зависимости, а во-вторых, к иллюзии возможности зарабатывать игрой.

Категорически нельзя позволять ребенку играть, если в игре есть элементы насилия, пусть даже преподнесены они в игровой или мультипликационной форме».

Виктория Горева, методист Центра технического творчества и информационных технологий Пушкинского района: «Если ребенок уже подружился с компьютером, его туда тянет, то родителям сложно будет вызвать у него отвращение к тому, что он любит. А вот попробовать переключить ребенка на полезное занятие можно. То есть вы не удаляете ребенка от компьютера, не запрещаете ему им пользоваться, а предлагаете альтернативу: не просто играть, а играя, создавать самому.

В нашем центре в компьютерный мир детей вводят опытные педагоги. Для начинающих есть курс «Компьютер у меня дома», а ребят постарше научат самостоятельно создавать сайты, игры, видеоклипы, делать мультфильмы. Для настоящих мальчишек – «Практическая электроника и основы робототехники». Для учеников 9-11 классов проводится обучение по программам «Деловой офис», «Скорая помощь для ПК», «Школа программирования», «Компьютер и профессия…», «Сдаем ЕГЭ и ГИА по информатике».

В этом году появились и новые направления, в том числе – «Английский язык и Интернет», «Французский язык и Интернет», «Немецкий язык и Интернет» и многие другие.

У нас практически во всех объединениях дети работают с использованием компьютера. Но мы нацелены на то, чтобы помочь ребятам занять свой досуг, определиться, кем они хотят стать, чем заниматься, освоить азы своей будущей профессии. Программирование, робототехника, радиосвязь и иностранные языки, издательское дело и журналистика, создание фильмов и мультфильмов, искусство фотографии - ребята могут освоить новые технологии и встретить единомышленников. Все занятия - бесплатные».

Дмитрий Ольшанский, психоаналитик (Институт клинической медицины им. М.П. Кончаловского): «Задайте  себе вопрос, что побудило вас  посадить ребёнка за компьютер, приставку или psp:  желание чем-то занять его внимание, сделать так, чтобы ребёнок сидел и молчал, желание как-то разгрузить себя и посвятить время своим делам? В зависимости от мотивации можно искать освобождение от зависимости.

В случае, описанном Екатериной, важно то, что мама дала сыну поиграть в ответ на требование внимания, поэтому неудивительно, что он так привязался к компьютеру - это же знак маминого расположения. Во-вторых, это было связано с рождением второго ребенка, поэтому и вопрос об игровой зависимости нельзя решать в отрыве от вопроса ревности по отношению к сестре».

share
print