Лесоруб, моряк, авиатор - в мужском мире сегодня востребованы брутальные типажи. Хипстеры и офис-менеджеры безжалостно расстаются с одеждой «в облипку». Чтобы прослыть продвинутым, нужно выглядеть так, будто ты только что сошел с палубы корабля. Вещи должны быть добротные и с историей, лица – с щетиной и в морщинах, а руки – в мозолях от мужской работы. Все вместе это называется модой на «херитейдж» (от английского heritage– наследие).
Анализируя истоки «херитейджа», эксперты приходят к выводу: начало моде на брутальность положил кризис 2008 года. До него все сорили деньгами, покупали сверх меры и веселились. Кризисные ветра содрали эту шелуху и унесли прочь. На частые покупки стало не хватать денег, а на веселье – душевных и моральных сил. Мужчины, значительная часть которых теперь не могла позволить себе ни кричащих бирок на одежде, ни даже более приземленных удовольствий (даже сходить в паб стало проблемой), оказались в растерянности.
Было непонятно, как жить дальше и в какие ценности продолжать верить. Ответом на эти вопросы стали новая мужественность и возвращение к корням: вечные «левайсы», грубые ботинки, свитера, «как у деда», бороды. Одежда должна была заявить: «Неважно, сколько я зарабатываю, главное - я мужик!» Из забытья вернулись в моду истинно мужские хобби: попилить что-нибудь лобзиком, поработать в гараже, смастерить табуретку или, на худой конец, устроить дома винокурню.
«Херитейдж» заразил весь мир. В Нью-Йорке мужчины вдруг оделись в солдатские куртки-парки и сделали стрижки в стиле 30-х: снизу выбрито, а на макушке ровный пробор. В Лондоне буйным цветом расцвели частные мастерские: кто-то стал делать шоколадные плитки по технологии, переданной по наследству, а кто-то шить вручную ботинки. И вот – уже в Петербурге – после работы мои знакомые спешат в конюшню, а не в бар.
Показатель того, что все поменялось, - типажи, гуляющие по Невскому проспекту. Это еще классик писал: главная городская артерия всегда использовалась в первую очередь для того, чтобы выгулять новый костюм. Еще год назад среди мужских костюмов на Невском преобладали штаны, похожие на лосины, длинные челки и странное желание мальчиков быть неотличимыми от девочек.
Прогуляйтесь по Невскому сегодня. От былой манерности не осталось и следа. Вчерашние андрогины заделались ковбоями и морячками, отрастили бороды, научились хмурить лбы. Для поклонников стиля «херитейдж» в городе открывают магазины с проверенными мужскими марками – «Левайс», «Кархарт», «Спивак», «Ред винг». Работают сразу несколько цирюлен, где стригут в духе классических американских фильмов. Летом в городе состоялся «твид ран»: массовая велопрогулка, на которую нужно одеться как английский джентльмен.
Впрочем, жестокая штука мода меняется быстрее, чем многие могут ее догнать. Эксперты говорят: несостоявшийся конец света в очередной раз меняет облик мужчины. Самец эры пост-апокалипсиса будет одет в черное и упакован гаджетами по самое «не хочу». Скорее всего, это будет означать, что «морячки» с Невского проспекта исчезнут. На смену им придут мужчины, похожие на ниндзя.