В Петербурге становится все темнее и опаснее для пешеходов. ОАО «Ленсвет» утверждает, что светофоры и фонари работают без перебоев, и с каждой неделей продолжительность горения фонарей увеличивается на 20 минут в день. Сотрудники ГИБДД рекомендуют пешеходам носить на одежде катафоты и не переходить улицу мимо «зебры», а водителям – правильно выбирать скорость движения. «Мой район» выяснял, что еще нужно, чтобы хождение по улицам не превратилось в опасную забаву.
По статистике ГИБДД, в год в Петербурге фиксируется порядка 10 тысяч ДТП с пострадавшими, и тысяча из них – по вине пешеходов. Более точной статистики – сколько гибнет пешеходов в ноябре-декабре - у инспекции нет, но сами гаишники подтверждают: конечно же, больше, чем в мае. И даже больше, чем в январе, потому что снег все-таки прибавляет улицам освещенности, на заснеженной улице человека в темной одежде лучше видно, да и машины ездят медленнее. Хуже всего – изморось: из-за водяной взвеси видимость снижается до нуля.
За минувшие сутки в городе зафиксировано шесть ДТП с участием пешеходов. Все они переходили дорогу не по «зебре». Аварии произошли в Невском, Московском и Калининском районах. В социальных сетях есть популярный плакатик, на котором изображен типичный враг водителя – в черном плаще с капюшоном. Нет, это не Смерть и не ниндзя. Это обычный безбашенный горожанин, который носит темную одежду без катафотов, надевает капюшон, благодаря которому не смотрит по сторонам, слушает плеер и перебегает дорогу вне зоны перехода, наискосок. Недавно Госдума предложила повысить штраф для таких перебегателей с 200 рублей до 2000. Но безумные пешеходы даже свое здоровье потерять не боятся – что им какие-то тысячи. Значит, надо вести борьбу за безопасность какими-то другими методами – например, уговорить их нашивать катафоты. А их, как выясняется, нужно еще поискать.
Так, «Яндекс» на запрос «катафоты на одежду купить» выдает ссылки на новостные сайты, где подробно описано, как горожанам будут навязывать эти светоотражатели в приказном порядке. После долгих поисков удалось найти интернет-магазин, в котором продаются катафоты с прищепкой за 90 рублей штука. А еще «ВКонтакте» есть сообщество http://vk.com/katafoty, где горожане обмениваются опытом: где купить светоотражатель и как сделать его креативным. Активисты движения иногда устраивают бесплатные раздачи отражателей детям и молодым мамам.
В 2011 году 84% пойманных нарушителей ПДД составляли водители. Получается, что 16% – пешеходы? Нет, поясняют гаишники, только 15%. Остальные виновники – это пассажиры авто (бывает и такое), а также должностные лица, которые должны ответить за негорящие фонари, неработающие светофоры, открытые люки. В «Ленсвете», впрочем, уверяют, что все городские фонари работают без помех, сигналы о неработающих светильниках принимаются сразу же (звонить рекомендуется в районные диспетчерские «Ленсвета»), а в городе ежегодно появляются новые участки уличного освещения.
«Действительно, одни фонари светят ярко, другие нет, на каких-то улицах кажется темнее, чем на соседних, но это связано с тем, что новые лампы всегда светят ярче. Когда старые выработают свой срок, и их заменят, на улицах станет светлее, - пояснила пресс-секретарь «Ленсвета» Анастасия Раваева. – Все фонари должны гореть подряд, если на вашей улице они светят через один, это не экономия, а поломка, и о ней следует заявить. Сейчас, в конце ноября, продолжительность горения уличных фонарей – с 17:30 до 10:10 плюс-минус 15 минут. Через месяц, когда настанут самые короткие дни – фонари будут включаться в 16:55, а выключаться в 10:50.
Поскольку на днях пешеходам Васильевского острова сделали царский подарок – светофор через Средний проспект напротив метро «Василеостровская», с них теперь больше и спрашивают. Дело в том что обитатели острова по-прежнему переходят проспект в любое удобное для них время. Зебра есть – пропусти, товарищ водитель. Все равно ведь в пробке стоишь. В результате – ругань, свалка, нервотрепка. Это днем. А ночью, когда проспект более-менее освобождается, водитель мчится по нему и не думает о пешеходах, которые пойдут по привычке по «зебре», а про светофор забудут.
Кстати, Средний проспект и 1-я линия Васильевского острова считаются одним из самых опасных мест для пешеходов благодаря своей небольшой ширине. Спешащие граждане перебегают их где попало – и попадают под колеса. В черном списке также – проспект Энгельса, Каменноостровский, Гражданский, улица Савушкина, Софийская и др. В спальных районах проспекты перегорожены отбойниками, это сдерживает потоки неразумных пешеходов. Про дорожные знаки с подсветкой, «зебру» со стразами, мы уже рассказывали. Эти штуки облегчают жизнь дисциплинированным участникам движения, но что прикажете делать с нарушителями?
Опрос водителей показал: большинство выступает за повышение штрафов. Но есть и более интересные предложения – например, привлекать бегунков к общественным работам, скажем, санитарами в травматологии, где проходят лечение такие же любители побегать.