В Петербурге начала работу Школа муниципального депутата. 50 добровольцев в течение пяти месяцев будут изучать проблемы местного самоуправления и предвыборные технологии. Проект негосударственный и некоммерческий, его создатели – фотограф Валерия Попихина и программист Павел Телитченко. Учить будут действующие депутаты (как муниципальные, так и депутаты ЗакСа), политтехнологи, активисты из «Наблюдателей Петербурга», журналисты и общественные деятели. Цель – создать боеспособную армию кандидатов к муниципальным выборам 2014 года. «Мой Район» спросил у добровольцев – зачем им это нужно, а у действующих депутатов - каково это.
Александр Беляев, 23 года, музыкант. Пушкинский район
«Ближе непосредственно к самим выборам буду определяться - выдвигаться самому муниципальным депутатом или кого-то двигать в своем районе, так как большого желания быть муниципальным депутатом не испытываю, это скорее необходимость в рамках сложившейся ситуации в стране. Я нередко сталкиваюсь с такими проблемами, которые своими силами (как гражданина) не решить. Стать муниципальным депутатом - это маленький, но шажок для нашего гражданского общества. Депутат в какой-то степени способен оказывать влияние на жизнь горожан, кроме того, мандат - теперь еще и политический инструмент на губернаторских выборах.
Что хотел бы изменить? Нужно усиливать значение и независимость муниципалитетов (как никак, это выборный орган), а также общественный контроль над ними, делать этот орган максимально прозрачным и подотчётным. Пока, правда, я еще не до конца разобрался, как в деталях устроена муниципальная власть.
Я переживаю за судьбу своего города и уже, к примеру, активно участвовал в борьбе за Баболовский парк (против реализации проекта гольф-клуба) и дальнейшую его передачу ГМЗ «Царское Село». Также периодически занимаюсь различной гражданской деятельностью в своем районе совместно с другими представителями Гражданского Объединения Пушкинского района, в котором состою».
Павел Швец, 28 лет, помощник депутата ГД Оксаны Дмитриевой. Фрунзенский район
«Я чувствую в себе силы что-то изменить, а не ждать, пока это сделает кто-то за меня. Хочу сделать местную власть более открытой и ориентированной на жителей. Сейчас жители не знают, что такое муниципалитет и зачем он нужен. До выборов еще два года, думаю, к этому времени я смогу собрать работоспособную команду.
Что хочу изменить в муниципальной власти? Если мыслить глобально, то муниципалитеты должны быть укрупнены до размера районов и иметь возможность влиять и контролировать расходование бюджета района, утверждать районные программы. Даже при нынешней структуре местной власти напрашивается законодательное ограничение численности депутатов до 10 человек. Депутаты должны иметь возможность работать на постоянной основе, получая зарплату. Нынешняя запретительная система породила коррупцию в масштабах всего города, когда при муниципалитетах создаются муниципальные учреждения, через которые «лояльные» депутаты получают деньги.
У меня уже есть идеи, которые я хотел бы воплотить, если стану депутатом.
Первое - это проект «Открытый муниципалитет»: заседания должны быть открытыми и транслироваться в интернет, документы должны публиковаться, программы благоустройства должны обсуждаться с населением. Второе - вовлеченность во все вопросы, которые касаются жителей округа, даже если это непосредственно не входит в полномочия муниципалитета. Третье - создание муниципального общественно-досугового центра, где бы люди могли общаться и помогать друг другу.
Сейчас с купчинским краеведом-любителем Денисом Шаляпиным мы занимаемся проектом «Неизвестное Купчино» - популяризирую Купчино как исторический район. У нас уже готов велосипедный маршрут по районным достопримечательностям, готовим фото-выставку, в будущем мы бы хотели создать в районе полноценный исторический музей. С журналистом Владимиром Волохонским развиваем портал местных новостей, где рассказываем об всем, что происходит в районе: от выставки улиток до обсуждения бюджета района. Полгода мы пытаемся вернуть на свое законное место надгробия 19-20 века, которые пролежали на купчинской свалке более 15 лет. Одно из надгробий мы уже вернули на свое «законное» место на армянское Смоленское кладбище».
Алексей Касаткин, 45 лет, строитель. Васильевский остров
«Я являюсь топ-менеджером некрупной строительной фирмы с 1992 года. Общение с властью и постоянное ухудшение ситуации в стране привели меня к мнению, что пора честным людям идти во власть. Долгое время нам внушали, что политика - грязное дело. Пока мы не поняли, что грязным дело становится тогда, когда его делают грязными руками и с грязными мыслями. Я не считаю себя политиком, но на уровне своего района, я думаю, в силах что-то исправить, изменить к лучшему.
Я считаю необходимым расширение полномочий муниципальных депутатов. Они должны иметь возможность напрямую влиять на местную власть. Плохо, что сфера ЖКХ выведена из-под их контроля. Плохо, что муниципальные депутаты не получают зарплаты, и поэтому до сих пор там процветают коррупция и распилы муниципальных контрактов. Я хочу создать контроль за расходованием муниципальных средств (сейчас я участвую в проекте «Муниципальная пила»), провести мониторинг проблем района (выделить первоочередные), стремиться решить задачи благоустройства с минимальными затратами, вовлечь неравнодушных людей в муниципальную жизнь».
Анастасия Барашкова, 22 года, студентка. Красногвардейский район
«Про школу муниципальных депутатов я узнала из интернета. Точно я пока не решила, хочу ли стать муниципальным депутатом, но в программе школы было указано рассмотрение правовых вопросов – мне интересна эта тема. Кроме того, я пишу диплом на тему местного самоуправления.
Да, я сказала друзьям, что пойду в школу. Как они отреагировали? Они не знали, кто такой муниципальный депутат».
Павел Мемлер, 26 лет, финансовый консультант. Васильевский остров
«Я твердо решил стать муниципальным депутатом. Эта мысль пришла мне в голову после выборов в ГосДуму. У нас каждый протестующий – это классный федеральный политик, который говорит, что моря и океаны нужно повернуть вспять, но суть в том, что надо начинать с самого низа - тренироваться. Есть идеи, которые я хочу воплотить в МО – например, Wi-Fi в парках, установка малых архитектурных форм (симпатичных, а не тех страшных кроликов – ими только детей до инфаркта доводить), роспись брандмауэров художниками. Думаю, что нужно укрупнить муниципалитеты, потому что они у нас дробленые. Увеличить их до размера района – нужно заменить муниципальной властью власть района.
Сейчас я участвую в проекте «Муниципальная пила», и в своем муниципалитете (МО Гавань) мы нашли странные закупки – например, скалодромов по космическим ценам: один стоит 300 тысяч рублей, его установка – 70 тысяч. Если я стану депутатом, то буду только за, если меня будут контролировать.
Будет ли мне хватать времени? Да - можно будет не в бар в пятницу пойти, а поработать, стану меньше заниматься парусным спортом, которым я увлекаюсь».
Евгения Турчина, 24 года, аспирантка философского факультета. Юго-Запад
«Мне пришло в голову стать муниципальным депутатом, потому что я живу в спальном районе, на Дачном проспекте, и меня совершенно не устраивает экологическая обстановка округа (дом находится рядом с КАД). Если бы я стала муниципальным депутатом, то пересмотрела бы урбанистическую концепцию района: надо либо ограничить дорожное движение, либо планировать по-другому дорожные развязки. По-моему, муниципальный депутат как раз должен заботиться о качестве жизни жителей».
Андрей Шарапко, 26 лет, видеодизайнер. Приморский район
«Впервые я стал задумываться о выдвижении в муниципальные депутаты, когда стал активным участником проектов «Красивый Петербург» и «Муниципальная пила». Отправляя чиновникам обращения о проблемах благоустройства, я часто сталкиваюсь с некачественным (для галочки) выполнением восстановительных работ. Это создает четкое понимание того, что ни о каких улучшениях в сфере благоустройства речи быть не может, максимум, что может действующая власть - это некачественно делать заплатки на дорогах и ставить кривые ограждения для газонов. Я же хочу жить в городе, в котором каждый любит свое дело, в котором на детских площадках стоят сооружения, выбранные детьми, в котором эффективно решаются вопросы парковки во дворах, в котором есть четкая взаимосвязь «житель-депутат» и ответственность депутатов перед жителями.
Да, в первую очередь хочется наладить диалог с жителями всех возрастов, чтобы понять приоритеты МО. К примеру, на организацию довольно посредственных «народных гуляний» в нашем МО выделяются очень большие деньги, при этом все проходит настолько серо, скучно, безвкусно и неактуально, что я не могу представить худшего вложения бюджетных денег. К тому же зачастую муниципалы любят дарить различные «подарки» - только вчера смотрел госзаказ на проведение мероприятий, посвященных Дню народного единства. Основной статьей расходов была покупка комплектов постельного белья в качестве подарка, при этом в техзадании сказано, что «на каждом комплекте должна быть наклейка с дизайном, утверждаемым заказчиком». Несложно догадаться, что будет написано на этой наклейке! Так вот, я к тому, что я не поддерживаю идею дарить людям подарки, купленные на их же деньги, считаю, что эти деньги можно вложить более эффективно! Поэтому я хочу также развивать грамотность жителей, хочу, чтобы они поняли, что все, что делается в районе - делается за их деньги, и они имеют полное право требовать от власти качества, отчетов и гарантий.
Как родные относятся к тому, что я хочу стать муниципальным депутатом? Улыбаются».
Справка «МР»
Желающие записаться во второй набор школы должны заполнить анкету на сайте http://shkoladeputatov.ru.
Ликбез. За что отвечают муниципалы
На бумаге
- благоустройство внутриквартальных территорий,
- опека и попечительство,
- организация досуга жителей,
- консультирование по вопросам создания ТСЖ и оформления земельных участков под многоквартирными домами,
- защита прав потребителей,
- содействие развитию малого бизнеса, создание условий для развития физкультуры,
- ремонт и содержание муниципальных дорог (для пригородов).
На деле
Алексей Демьянов, муниципальный депутат МО «Княжево»:
«Муниципальным депутатом по закону может быть любой желающий от 18 лет, и это является своеобразным кадровым лифтом для дальнейшего роста молодых и активных. В Санкт-Петербурге работают около 50 молодых депутатов. Они объединены в различные молодёжные организации и охотно обмениваются опытом друг с другом и с молодыми активистами, руководят работой молодёжных советов при муниципальных образованиях.
Полномочия муниципальных депутатов в Санкт-Петербурге и Москве по закону наименее значительные по сравнению с другими регионами. Основной задачей муниципальной службы является благоустройство внутридворовых территорий, выполняются такие работы, как установка и починка детских площадок или газонных ограждений. Это наиболее близкая к жителям власть, и регулярное общение с гражданами даёт незаменимый опыт. В меньшей степени затрагиваются другие вопросы - такие, как ГО и ЧС, охрана правопорядка, экология, социальные вопросы.
Не согласен с постулатом, что люди не знают, чем занимается местная власть. Чем сильнее по составу муниципалитет, тем узнаваемее его депутаты, особенно если они работают в тесной связке с местной администрацией. Каждый день в муниципалитет приходят десятки людей со своими проблемами. Муниципальная власть хоть и имеет достаточно ограниченные полномочия, но взаимодействует и с районными администрациями, и с правоохранительными органами. И полноценно работающий депутат всегда поможет, чтобы обращение граждан вовремя рассматривалось другими органами власти. Несколько хуже обстоит взаимодействие с управляющими компаниями.
Муниципальные депутаты не имеют своей зарплаты, только глава и замглавы имеют денежный оклад. Все остальные занимаются проблемами округа в свободное от основной работы время. Депутат имеет небольшую денежную компенсацию, около 10 000 в год, но этими деньгами невозможно окупить даже расходы на связь и транспорт. Кстати, в отличие от регионов, в Петербурге проезд в общественном транспорте является платным для муниципальных депутатов, что я считаю неправильным - транспорт же у нас называется муниципальным. Поэтому считаю работу муниципальным депутатом важной общественной нагрузкой, а совсем не заработком».
Александр Шуршев, муниципальный депутат МО «Екатерингофский»:
«Стать муниципальным депутатом может любой гражданин России, достигший 18 лет. Чтобы избираться в муниципалитет, необязательно даже проживать в этом муниципалитете. В Петербурге для избрания в муниципалитет не нужно каких-то особенных финансовых ресурсов — на свои выборы три года назад я потратил около 10 тысяч рублей на печать чёрно-белых листовок, покупку бумаги и прочее. Потребовалось лишь время, чтобы обойти все дома, попытаться пообщаться практически с каждым.
На что может влиять депутат? На всё, что происходит в муниципалитете, теоретически можно влиять: на формирование бюджета, проведение слушаний, принятие решений. Необязательно депутатское большинство будет прислушиваться, но высказывать свою точку зрения можно всегда. Придавать огласке те или иные решения, обращать внимание на нестыковки. Например, мне трудно одному влиять на какие-то вещи при принятии бюджета, которые я считаю неправильными. Но я могу оповестить жителей о слушаниях по бюджету, выступить на этих слушаниях, обратить внимание жителей на те моменты, с которыми я не согласен и тем самым, может быть, повлиять на принимаемые решения.
Муниципальная власть слишком закрыта, неизвестна, неинтересна большинству жителей. Муниципалитеты обладают недостаточными полномочиями, не имеют закреплённых за ними источников доходов местных бюджетов, практически не могут самостоятельно влиять на увеличение доходной части бюджетов. Все эти проблемы нужно решать как самим муниципалитетам, так и городским властям.
Муниципалитеты, например, должны, наконец, выполнить закон о доступе к информации об их деятельности — в полном объеме он не выполняется практически нигде. Муниципальная власть должна чаще и больше общаться с жителями — проводить выездные заседания, собрания, обходы и т.д. С другой стороны, городские власти должны решать как-то вопрос с закреплением доходных источников за муниципалитетами, передачей им достаточных полномочий: часть вопросов в сфере образования, здравоохранения, управления жилым фондом и проч.
Есть ещё одна сторона этой проблемы. Многими вопросами, которыми должно заниматься местное самоуправление, в Петербурге занимаются районные администрации, которые жителями вовсе не контролируются.
Насчет оплаты - по закону, на постоянной основе в местном самоуправлении могут работать только 10% депутатов, т.е. один или два человека в зависимости от численности муниципального совета. Остальные депутаты должны работать на непостоянной основе. Но не всегда это так. Иногда в муниципалитетах создаются муниципальные предприятия, в которых могут официально работать муниципальные депутаты. Такие предприятия могут даже ничем особенным не заниматься или просто дублировать функции местной администрации. С такой практикой, на мой взгляд, нужно бороться путем изменения законодательства или вмешательства компетентных органов.
Я получаю ежемесячную компенсацию депутатских расходов в размере около 800 рублей. Такая компенсация положена всем депутатам в соответствии с законодательством».
Кирилл Страхов, муниципальный депутат МО «Финляндский округ»:
«Главное полномочие муниципального депутата – общаться с людьми, использовать свой опыт и авторитет, когда человеку нужна помощь. Я часто хожу со своими избирателями в администрацию или суды, пишу депутатские запросы, но нередко достаточно грамотного совета.
На что может влиять депутат? Пока строили «вертикаль власти», большинство возможностей у советов отобрали. Например, раньше адреса, где нужно заменить асфальт, посадить деревья или поставить детскую площадку, определяли решением муниципального совета. Депутаты спорили, слушали жителей, находили какое-то общее согласие. Теперь это полномочие местной администрации и исключительно бюрократическое решение. Но у меня есть ещё одна задача – разбудить моих жителей, чтобы они активнее вмешивались в местные вопросы. Под пристальным контролем граждан власть действует осторожнее.
Проблемы муниципальной власти? Муниципальная власть загнана за можай специально, чтобы чиновникам жилось спокойнее. Простой пример: общий бюджет семи муниципальных округов моего Калининского района – 650 млн рублей. Как их расходуют, контролирует 120 местных депутатов. Администрация Калининского района тратит из городского бюджета 7,5 млрд рублей – и это не контролирует никто! Ведь в районе есть только исполнительная власть, а представительной нет. Это ненормально. Нужно либо укрупнять муниципалитеты до уровня района, либо ликвидировать районные администрации.
Я не получаю зарплату за депутатскую работу. Как и абсолютное большинство муниципальных депутатов, я хожу на свою обычную работу, а депутатскими делами занимаюсь вечером, отнимая время от дома и семьи. И считаю это правильным. Есть компенсация в 1000 рублей в месяц – на телефон, интернет и расходные материалы для принтера. Больше никаких денег мне для работы не нужно.
Закон чётко устанавливает, что зарплата положена только одному депутату из 10 – обычно главе и его заместителю. Остальные должны работать на общественных началах. «Яблоко» готовит проект закона, который запретит депутатам обходить эту норму. Начал получать зарплату – сдавай мандат».