Сегодня, 5 октября, состоится церемония внесения проекта закона о бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов на рассмотрение ЗакСобрания. Ранее губернатор Георгий Полтавченко заявил, что «документ реально направлен на решение социальных задач». А председатель Комитета по финансам Эдуард Батанов пояснил, что наиболее затратной строкой бюджета стало образование. По просьбе «Моего района» депутаты Законодательного собрания дали оценку бюджета на 2013 год.
Григорий Явлинский
«Бюджет вносится очень торжественно: больше сотни томов расчетов и обоснований. Но через месяц появляются поправки, которые по закону «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге» не требуют расчетов и обоснований, бюджет меняется очень существенно, а еще через несколько месяцев – снова корректировки, изменение основных параметров бюджета. После этого бюджет меняется до неузнаваемости, при этом еще и исполнение неудовлетворительное. Главная проблема – никто из налогоплательщиков к этим томам расчетов и обоснований доступа не имеет.
Одна из главных проблем бюджета – его непрозрачность и непонятность. Проект бюджета 2013 года ничем не отличается от прошлых лет и не позволяет реально увидеть приоритеты, понять расходы на важные проекты. Ну кто может согласиться с тем, что всего лишь 1 млрд рублей выделяется в 2013 году на реализацию программы «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга на 2013-2018 годы»?
Говорить о социальной направленности бюджета (таким его назвали в администрации города – «МР») преждевременно, об этом можно будет судить только после его исполнения. В прошлом году самые серьезные остатки недоосвоенных бюджетных средств были по разделам «Образование», «Здравоохранение» и «Социальная политика».
Ирина Комолова
«По моей информации, с 1 января 2013 года прекращается субсидирование службы «скорой помощи» из бюджета, она будет получать финансирование только из ТФОМС. Если это верно, то «скорую» ожидает крах. Но в то же время, согласно пояснительной записке (она была озвучена на пресс-конференции на тему бюджета города), расходы на «скорую помощь» увеличатся в четыре раза. Я собираюсь внимательно проверить эти противоречивые данные.
Кроме того, есть информация, что почти в 10 раз снизится финансирование капитального ремонта домов – меня это беспокоит больше всего. Жилой фонд и так превращается в аварийный, а это сокращение расходов означает полную остановку капремонта в городе. Но пока это только моменты, на которые нужно обратить внимание, четко ответить на вопросы можно будет только после того, как я внимательно изучу бюджет».
Вячеслав Нотяг
«Я не видел проект бюджета на 2013 год в окончательной форме, но могу сказать, что он отличается от бюджета на 2012 год экономией. Несколько комитетов (например, Комитет по здравоохранению, Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Комитет по строительству) в 2011 году не распорядились значительной частью выделенных им денег. В общей сложности, бюджет 2011 года не был выполнен на 54 млрд рублей.
Надо было либо менять чиновников, либо менять бюджет – губернатор сделал последнее: урезал на 2013 год бюджеты этих комитетов - «если не умеете использовать средства, нечего их и запрашивать».
Константин Смирнов
«Плюсом бюджета на 2013 год можно считать то, что он дает определенную стабильность – все социальные обязательства, которые взял на себя город, он обеспечивает. Минус – это не бюджет развития, я не вижу в нем новых проектов, привлеченных новых инвесторов. Это бюджет с хорошими социальными обязательствами, но не более – новых концепций развития города я не вижу.
Но бюджет сбалансированный, пока никаких подозрений у меня не вызывает – все блогеры могут рассматривать его хоть через увеличительное стекло. Что меня действительно расстраивает, так это то, что острейшая проблема – ремонт жилого фонда (в Центральном районе 90% домов в нем нуждаются) - кардинально в бюджете не решается. Значит, ситуация будет усугубляться».
Борис Вишневский
«Плюсы бюджета: увеличение расходов на строительство метрополитена (об этом не раз говорили депутаты, а наша комиссия по городскому хозяйству вносила проект обращения к губернатору, которое было принято ЗС), увеличение расходов на расселение коммунальных квартир с 1 до 2 млрд рублей (такое же предложение я вносил при корректировке бюджета на 2012 год, но оно было отклонено), отказ от строительства зоопарка в Юнтолово, сокращение трат на городские праздники. Плюсом является и то, что растут расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (проведение сложных медицинских операций), на развитие скорой медицинской помощи (в 4 раза), на развитие онкологической службы. Растут и расходы на оказание услуг сиделок (в 2013 году – 300 млн рублей). Это больше, чем в 2012 году (250 млн), но все равно, как представляется, недостаточно. Учитывая постоянные обращения от граждан о том, что им в принудительном порядке сокращается время, когда у них находятся сиделки...
Минусы бюджета: действующий закон о бюджете на 2012-2014 годы, который мы корректировали в мае 2012 года, планировал на 2013 год практически нулевой дефицит (160 млн рублей) - теперь нам предлагается дефицит в 25 млрд рублей. Кроме того, этот же закон планировал на 2013 год поступления от налога на прибыль около 140 млрд рублей, а сейчас на 2013 год планируется поступление около 90 млрд рублей – на треть меньше. Что случилось за полгода? Можно ли верить расчетам, если у них такая «точность»? Никаких пояснений мы пока не услышали.
Еще из минусов: выделен миллиард рублей на несуществующую программу сохранения исторического центра Санкт-Петербурга, а это прямое нарушение федерального законодательства. В итоге деньги могут быть просто пущены на ветер без какого-либо контроля. Планируется резко (с 114 до 187 млн рублей) увеличить расходы на «Петербургский дневник» и «Петербургскую фотохронику» - то есть на пропаганду действий городской администрации. Недостаточно средств на закупку учебников (надо, по данным Комитета по образованию, 220 млн рублей, а планируется 130 млн).
Наиболее крупные средства заложены на строительство ЗСД (20 млрд рублей), на строительство и проектирование переправы через остров Серный (9 млрд рублей), на строительство футбольного стадиона (5 млрд рублей). При этом, на мой взгляд, в финансировании строительства стадиона на Крестовском острове должен участвовать «Газпром», владеющий ФК «Зенит». Тем более, что в 2004 году, когда принималось решение о строительстве, предполагалось, что оно будет идти за счет «Газпрома».
Есть ли важные проекты, на которые в бюджете не предусмотрено финансирование? Проект строительства Феодосийского моста (замена Орловского тоннеля, от которого Смольный справедливо отказывается). И проект, который я бы считал правильным – строительство тоннеля вместо Ново-Адмиралтейского моста - хотя никакого решения по этому проекту пока вообще не имеется».
ЦИФРЫ
На образование планируется выделить – 79,5 млрд рублей (20% в расходах бюджета); дорожное хозяйство – 58,5 млрд рублей (14%); жилищно-коммунальное хозяйство – 58,4 млрд рублей (14%); социальная политика – 51,9 млрд рублей (13%); здравоохранение, (включая платежи за неработающее население) – 51,6 млрд рублей (13%); транспорт – 33,4 млрд рублей (8%). Районным администрациям выделят 95,6 млрд рублей. Всего расходы бюджета в 2013 году, направляемые на социально-культурную сферу, составят более 200 млрд рублей (51%) в общей сумме расходов.
Расходы на расселение коммунальных квартир увеличатся в два раза.
Принято решение о продолжении программы «Молодежи – доступное жилье», на финансирование этой программы будет выделен 1,9 млрд рублей.
На 20% увеличатся расходы на строительство метрополитена.
Расходы на приобретение учебников для школ увеличиваются в 4,3 раза.
Расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (проведение сложных медицинских операций), увеличиваются на 35%.
Расходы на развитие скорой медицинской помощи увеличиваются в 4 раза.
Расходы на развитие онкологической службы увеличиваются на 23%.
Расходы на финансирование Программы развития физической культуры и спорта увеличиваются на 20%.
В проекте бюджета на 2013 год появилась новая целевая статья расходов на оказание услуг по приему и переработке снежных масс с дальнейшей очисткой образующихся сточных вод на стационарных снегоплавильных пунктах в Санкт-Петербурге в сумме 401,5 млн рублей.
В рамках Адресной инвестиционной программы предусмотрены расходы на проектирование и строительство футбольного стадиона в западной части Крестовского острова в 2013 и в 2014 годах по 5 млрд рублей. После уточнения стоимости стадиона, возможно, потребуется увеличение объемов финансирования.
Источник данных: gov.spb.ru