В Петербурге проходит инновационный форум. Изобретатели презентуют свои новинки, а экономисты и чиновники прикидывают, как будут их внедрять. Корреспондент «МР» получил неплохое представление о том, как через пять лет будут выглядеть наши дороги, транспорт, инфраструктура и как мы, горожане, сами будем вести себя.
Про улицы
В Петербурге известно около сотни особо опасных перекрестков, где пешеходы регулярно получают травмы. Соответственно, каждый из таких перекрестков не мешало бы оснастить светящимся дорожным знаком: не просто флюоресцирующим, но имеющим светодиодную подсветку. 400 современных дорожных знаков сберегут городу десятки жизней, а стоимость модуля для просто знака составляет всего 1700 рублей, сложного - 25 тысяч. Сейчас современные знаки установлены по 22 адресам, большая часть - в Купчино, причем, поскольку район этот когда-то считался неблагополучным, знаки и светофоры имеют антивандальную защиту и уцелеют, даже если по опрокинутому знаку проедет грузовик.
Один из знаков стоит прямо напротив Фрунзенской овощебазы, где трудится приезжий контингент, не очень благонадежный. Он цел до сих пор. Хотя представители ГУ ДОДД (Дирекция по организации дорожного движения - «МР») рассказали одну историю, как сотрудники поймали с поличным вора, который разобрал знак на части – то ли чтобы узнать, почему он светится, то ли желая похитить солнечную батарею. Модуль у злодея отобрали, но полицию звать не стали.
А ведь такие же знаки предполагается ставить на дороге в глухой провинции. Потому и разрабатывают их таким образом, чтобы аккумулятор мог заряжаться даже в пасмурные дни, работал бы без подзарядки пять суток, был виден за 800 метров и светил при температуре от минус 45 до плюс 45. Конечно, 800-метровая видимость (это у знака за 25 тысяч) в городе ни к чему, а дешевый знак с видимостью в 300 метров могут теоретически подменять и обычные знаки со специальной световозвращающей пленкой. Их тоже видно за две-три сотни метров. Но разработчики из компании «АИР Магистраль» уточнили, что следующим шагом станет внедрение знаков с датчиками движения. Он держит в поле зрения только узкий участок пространства – 3-5 градусов, ориентирован на скорость пешехода (а не машины) и реагирует, когда приближающийся пешеход оказывается в девяти метрах от перехода. Тогда знак «пешеходный переход» включает подсветку. В другие минуты она не горит. Днем тоже не горит, потому что знак снабжен также датчиком освещенности.
Сейчас очевидно, что будущее – за беспроводными технологиями. Правда, беспроводные светофоры, хотя они и возможны теоретически, у нас появятся вряд ли. Собственно, слишком затяжной процесс установки светофора – от года до двух лет – связан как раз с тем, что для прокладки электрического и сигнального кабелей к светофору требуется слишком глубоко «закопаться» (в землю), а перед этим – заручиться уймой согласований. Но все равно это дешевле и надежней, чем светофоры с Bluetooth или Wi-Fi-модулями. Зато Wi-Fi поможет работать системе сбора оплаты. На 6-й и 7-й магистралях и на ЗСД уже не будет будок сбора пошлины. Максимум – одна, для гостей города: в остальных рядах машины будут посылать импульсы со специальных устройств – транспондеров.
Иностранные ученые, приехавшие в Петербург, чтобы поделиться опытом, в основном, упирали на необходимость развития в городе пешеходства и велосипедно-общественного транспорта, а количество машин постараться, по возможности, приуменьшить. При этом выяснилось, что ситуация в Петербурге и Москве еще более-менее благополучная, потому что частным автомобилем ежедневно пользуется менее 50% населения. Кстати, при опросе москвичей, петербуржцев и краснодарцев на тему «что вам мешает оставить машину и пересесть на велосипед или общественный транспорт», все, кроме жителей столицы, заявили: погода. Остальные сказали: машина удобнее во всех смыслах - и дорога оказывается быстрее, и условия приятней. И еще 10% опрашиваемых заявили, что на машине - дешевле передвигаться. Так что если городские власти примут это к сведению, лет через пять улицы наводнит общественный транспорт, остановки станут уютными для стояния в любую погоду, но это и не понадобится, потому что к ней пассажир будет подходить ровно в ту минуту, когда к ней приближается трамвай. А для тех, кому нужно быстро попасть из точки А в точку В, минуя общественный транспорт, будет работать car-sharing.
Про машины
Если через пять лет вы увидите на улице яркий электромобиль или бензиновую малолитражку, значит, можно смело доставать из кармана специальную карточку, открывать с ее помощью дверь, садиться и ехать, куда глаза глядят. Правда, уже сейчас 10 минут поездки стоят 2,5 евро, сколько будет через пять лет – лучше не гадать. В немецких городах действуют минимум две фирмы по предоставлению машин в краткосрочный прокат. Как правило, одна предоставляет электромобили и в ее задачи входит следить, чтобы аккумулятор был заряжен. Другая работает с машинами, ездящими на бензине, и следит за уровнем топлива. Тарифы и минимальные сроки проката у них тоже разные. Где-то выгодно брать машину на 10-20 минут, где-то – начиная с часа. За топливо, страховку и парковку арендатор не платит. Местонахождение ближайшей машины определяется по смартфону.
Как это выглядит в Германии, рассказал представитель Deutsche Bahn Франк Уолтер. В идеальной ситуации люди будущего вообще не имеют собственных машин. Они могут приехать на поезде в любой немецкий город, достать из кармана карточку, на которой лежит энная сумма и с ее помощью: а) арендовать велосипед, б) ездить в метро и на автобусе, в) взять в прокат машину. Карту с чипом надо поднести к боковому стеклу, и ее считает специальное устройство. Откроется дверь. Снова провести картой – включится зажигание. Потом можно ехать, за перемещением будет следить GPS-модуль. Карты, разумеется, именные, их выдают после предъявления водительского удостоверения и паспорта, и, как только водитель садится за руль, информация о нем поступает в инфоцентр. Если клиент нарушит правила под оком видеокамеры – его найдут. Корреспондент «МР» поинтересовался, что будет, если кошелек с картой украдут какие-нибудь подростки и тут же воспользуются прокатной машиной. Оказалось, что ничего плохого – если о краже вовремя заявить в сервисный центр. А если водитель-новичок не уверен в своих силах, он может купить дополнительный полис автогражданки, хотя машины эти застрахованы и так.
Известно, что Георгий Полтавченко уже интересовался у немцев, как работает эта система. Возможно, ему рассказали, что прибыль такой проект начинает приносить лет через восемь, а первые несколько лет он работает исключительно как социальный.
В картинку будущего мы добавим еще крутящиеся в воздухе беспилотники, которые будут сообщать оперативную информацию о пробках. А на оживленных перекрестках на высоте 15 метров будут укреплены камеры, которые также будут считывать пробки и передавать информацию в сервис-центр, чтобы там слегка поменяли светофорные режимы. Два таких комплекса, по 700 тысяч за каждый, ГУ ДОДД уже купила. Сейчас решают, куда их установить.
Про общественный транспорт
Wi-Fi в автобусах и троллейбусах – это уже не новость. А вот велосипедные скобы на автобусах – пока только мечта. А как было бы здорово: подъехал на остановку на байке, а дальше автобус везет вас обоих. В Петербурге велодорожки проведут по окраинам, доведут до центра, а вот внутри велосипедистам придется самим как-то делить дорогу с машинами. Это максимум, что мы можем для вас сделать, - сказали представители Комитета по транспортно-транзитной политике.
Стоит отметить, что в Петербурге всевозможные транспортные новшества обычно внедряются раньше, чем в других городах. Не только светофоры с обратным отсчетом, но и обычные,со стрелкой, для многих еще новинка. То же можно сказать про инфраструктуру для инвалидов. Именно у нас появилось голосовое сопровождение светофоров: это когда одновременно с включением «зеленого» начинает вещать голос: «Переход Звенигородской улицы разрешен» и «Время перехода заканчивается». Главный врач московской 13-й больницы Леонид Аронов рассказал о приложении для смартфонов «Говорящий город». Она ориентирована на помощь инвалидам по зрению и в ближайшие месяцы будет опробована, причем экспериментальной площадкой выбран именно Петербург.
Парень с белой тростью подходит к автобусу и не знает его номера. Хорошо, если рядом кто-то есть: он подскажет и поможет войти. Но оказывается, живого человека вполне может заменить грамотно сделанная программа. Сначала сервис-центр «Говорящего города» подключится ко всем городским автобусам-троллейбусам, оснащенным системой ГЛОНАСС, и сможет за ними следить. Дойдя до остановки, инвалид нажмет несколько кнопок на телефоне, загрузит приложение – а оно тут же сообщит, что приближающийся к остановке троллейбус – номер 5, а не номер 10, как хотелось бы. Подойдет нужный маршрут – смартфон просигналит. А двери в автобусах оснастят специальными датчиками, на которые гаджет будет реагировать писком. Поэтому незрячий человек найдет дверь самостоятельно. Пройдет еще несколько лет, и такие датчики появятся на всех социально важных объектах. Так что смартфон будет считывать их и диктовать: аптека – налево, 30 метров. Продуктовый магазин – справа, сзади. После Петербурга подобную систему разработают в Сочи.
Другие смартфонные приложения – например, с помощью которых можно выяснить, где находится ближайший автобус, - в Петербурге уже внедряются. Сложность тут одна: вряд ли в программу запишут еще и маршруточников, а значит, информация будет неполной.