Муниципальные образования Петербурга распространяют брошюры об экстремизме в молодежной среде. Утратившие былую популярность готы, мифические «грибные эльфы», толкиенисты и реконструкторы с мечами из фольги - все они, по мнению чиновников, «принимают участие в акциях, носящих экстремистский характер». Что ждет неформалов и кто еще попал в муниципальный реестр?
Сорокастраничный доклад «Экстремизм в молодежных субкультурных объединениях Петербурга» доступен в приемной муниципального образования «Гавань» в Василеостровском районе. Перед нами - компиляция текстов Комитета по молодежной политике, которые издаются (в полном или сокращенном виде) с 2006 года. Тогда чиновники впервые сравнили молодежные субкультуры с экстремистскими и даже бандитскими группировкам – «Шульц 88» и бандой Боровикова-Воеводина.
Эта логика развивается в докладе 2012 года. Вслед за неонацистами в ряду экстремистов перечисляются готы, толкиенисты, реконструкторы и «грибные эльфы» (это неформальное объединение 1990-х годов, известное по манифесту «Сказки темного леса» и веселым провокациям). Все они проходят как «молодежные субкультуры, которые не причисляют себя к экстремистским сообществам, но принимают участие в акциях, носящих экстремистский характер». Аналогичные пороки приписывают либеральному движению «Оборона» и мифическому «Красному авангарду» (похоже, имеется в виду «Авангард красной молодежи» – объединение, которое ранее возглавлял Сергей Удальцов).
Составитель брошюры – специалист «Петербургского дома национальностей» Владимир Викторович Михайленко. Указано, что он профессор, кандидат исторических наук. По сути, текст – сокращенная и переработанная версия книги «Неформальные молодежные сообщества Петербурга», которая была издана в 2008 году в рамках программы «Толерантность». Авторский коллектив возглавил специалист Комитета по молодежной политике Владимир Гущин. Редактор – профессор-социолог Анатолий Козлов.
«В составлении брошюры я использовал работы, прошедшие экспертную оценку Комитета по молодежной политике. Интернетом я не пользуюсь, газетами – лишь отчасти, – сообщил «Моему району» Владимир Михайленко. – До тех пор, пока суд не признал организацию экстремистской, называть ее таковой нельзя. Субкультура готов содержит протестные, антисоциальные, экстремистские моменты, но экстремисткой организацией ее называть нельзя. Все такие организации перечислить невозможно, это требует больших объемов. В своих полотнах Ван-Гог тоже выражал крайние взгляды, но он же не экстремист».
Научный метод брошюры не разделяет социолог, профессор Высшей школы экономики в Петербурге Владимир Костюшев: «Экстремальность (экстремизм) – скорее, характеристика неконвенционального действия, нарушающего нормы, правила, приличия. Носителями таких действий могут быть люди или сообщества, но называть экстремистским все социальное сообщество (например, готов) – это ошибка. Можно ли называть экстремистами всех футбольных болельщиков? Или чиновников, принимающих порой странные для нормального человека решения?»
«В советских учреждениях распространялись инструкции, в которых в одном ряду упоминались неформалы, проститутки, наркоманы, – продолжает Владимир Костюшев. – Смешно и глупо. Первые сообщества «неформалов» занимались политикой, спасением города и так далее. Понятны были политические цели таких инструкций: дискредитация оппонентов власти. Подобная, мягко говоря, профессиональная нестрогость вводит общество в заблуждение. И может иметь серьезные последствия – для тех же готов».
«Муниципальные чиновники действуют по той же логике, что государственная власть, – считает преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ Дмитрий Дубровский. – Все, кто отклоняется от политической нормы, – оппозиционеры, враги народа, агенты империализма. А в молодежной среде все, кто демонстрирует отличие от мейнстрима, – экстремисты и потому опасны. Совершенно вегетарианские сообщества готов и толкиенистов проблематизируются, ставятся в один ряд с неонацистами. Любой человек, который начинает демонстрировать свое отличие от большинства, немедленно становится подозрительным, ему приклеивают ярлык экстремиста. Этот месседж хорошо усвоен. В результате все, кто слушает попсу и смотрит Голливуд, – нормальные. А остальные - экстремисты. Это логика тоталитарного государства».
Помимо содержания брошюры, вопросы вызывает ее финансирование. У муниципального образования «Гавань» нет официального сайта, на сайте госзакупок размещено 20 заказов учреждения, но антиэкстремистской пропаганды в них не указано. По данным гражданского проекта «Муниципальная пила», в 2011 году в «Гавани» потратили 38 млн бюджетных рублей. Сколько стоила печать 1000 экземпляров брошюры, которая ставит в один ряд неонацистов, реконструкторов и «грибных эльфов»? Активисты запросили реестр контрактов муниципального образования, чтобы проверить его деятельность. По данным «Моего района», аналогичные брошюры распространялись в МО «Южно-приморский» и «Северный».