В Купчино, на месте заброшенного трамвайного полигона, были найдены старинные надгробия XIX и 40-х годов XX века. Активисты больше года общались с различными инстанциями – комитетами, районной администрацией. На данный момент ясно, что надгробия никому не нужны. Могильные плиты по-прежнему лежат – фактически на свалке.
Надгробия были обнаружены в 2011 году краеведом-любителем Денисом Шаляпиным на территории бывшего трамвайного полигона – он располагается недалеко от железнодорожной станции «Купчинская». Полигон был сооружен в конце 1970-х годов – но уже к концу 80-х рельсы на этом «трамвайном кладбище» демонтировали, полигон превратился в пустырь, на котором образовалась стихийная свалка.
«Не могу сказать точно, когда там появились надгробия. Предположительно между 1985 и 1995 годами. Сами надгробия, скорее всего, были привезены с камнерезного производства, куда попали с кладбища. Подавляющее большинство жителей Купчино об этой истории ничего не знает», - рассказывает Шаляпин.
Историей с надгробиями заинтересовался помощник депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой Павел Швец. По его мнению, все плиты – с одного кладбища, Смоленского. Из всех надгробий только на трех оказалось возможным прочесть имена покойных. Ими оказались:
- Беляйков Василий Михайлович, купец 2-й гильдии. В купечестве с 1873 года. Проживал в Московской части, 4-ый участок, дом 24 по Бронницкой улице. Торговал шёлковыми изделиями в помещении 105 в Гостином дворе и в помещении 25 в Александровской линии. Содержал шёлковую фабрику. Василий Беляйков скончался 16 августа 1876 года. О месте его захоронения в настоящее время сведений не имеется.
- Постаков Вартан Вартанович, купец 2-й гильдии. В купечестве с 1870 года. Проживал в Спасской части, 1-й участок, в доме Демидова по Невскому проспекту. Занимался покупкой и продажей ценных бумаг. Согласно архивным данным, Вартан Постаков скончался 10 декабря 1875 года, и был захоронен на Смоленском кладбище. Незадолго до смерти он был признан сумасшедшим. У него было два брата и у них были дети.
- Н.Н. Сибиряков, полковник Красной армии (1902-1940 гг.). Информация о месте захоронения в настоящее время разыскивается.
(информация с краеведческого сайта Купчино kupsilla.narod.ru)
Ранее депутат Оксана Дмитриева направляла обращения по поводу найденных надгробий – в Комитет по охране памятников, в Комитет экономического развития (заведует, в числе прочего, кладбищами) и в администрацию Фрунзенского района. История увязла в бюрократической переписке.
«Не так давно я позвонил в КЭРППиТ (в последнем ответе шла речь о том, что они запросят архивные данные). Ответили, что данные найти не могут, - говорит Швец. – Я встречался с представителем администрации Фрунзенского района: мне сказали, что это не их полномочия. Муниципальное образование тоже проблемой не занимается, потому что в их полномочия входит только сама свалка. КГИОП не собирается зачислять надгробия в памятники культуры. А у КЭРППиТ нет про них информации. Тупик».
Известно, что по одному из надгробий – Вартана Постакова – с КГИОП вели переговоры представители армянской диаспоры: они были готовы забрать «бесхозный» объект.
«Мне кажется, нужен человек (внутри администрации или одного из комитетов – «МР»), который возьмется неформально за эту проблему, - считает Павел Швец. – Одно из надгробий в итоге могла бы взять армянская диаспора. Второе можно было бы отдать в музей Купчино. А третье (с фамилией Н.Н.Сибиряков – «МР») – выяснить, кто этот человек и, возможно, найти его родственников, потомков».
В администрации Фрунзенского района корреспонденту «МР» сказали, что об истории с надгробиями знают. Администрация действительно не уполномочена трогать плиты – но сложа руки тоже не сидит. Что же касается предложения Павла Швеца взять кому-либо из чиновников «неофициально» ответственность по разруливанию непростой – в том числе и с нравственной точки зрения – истории, то на него в администрации отреагировали отрицательно.
«СМИ и так любят упрекать администрации районов в том, что они что-то делают нелегально – и тут такая рекомендация, - говорит пресс-секретарь администрации Кирилл Смирнов. - У нас есть полномочия, ограниченные законом, нарушить их невозможно: а тут мы вдруг приходим и говорим, что будем заниматься надгробиями? В настоящий момент мы пытаемся найти тех, кто бы занялся памятниками: раз в неделю переписываемся со всевозможными инстанциями.
Что касается предложения взять одно из надгробий в музей Купчино – то я не понимаю, о каком музее идет речь. Официального музея такого рода в районе нет. Есть экспозиция на базе одной из школ. Да, в будущем, если будут привлечены внебюджетные средства, мы сможем создать полноценный музей».
Добавим, в настоящий момент надгробия так и лежат – на бывшем трамвайном полигоне, на свалке истории. Говорят, недавно рядом начали менять трубы: не исключено, что сейчас потенциальные памятники засыпаны землей.