В России хотят создать Феминистскую партию: политическая структура, по задумке организаторов, помогала бы решать проблемы гендерного равноправия. В Петербурге, между тем, не так много женщин осмеливается называть себя «феминистками». «Мой район» спросил у активисток движения, за что они борются. А заодно узнал, как процесс над Pussy Riot сказался на отношении к российским феминисткам.
В Москве собираются создать Феминистскую партию: встреча, посвященная этому вопросу, состоится в офисе столичного «Яблока» 29 сентября. Авторы идеи – преподаватели Школы феминизма, дочерней организации гендерной фракции партии «Яблоко».
В Петербурге нет единой структуры, консолидирующей всех, кто борется за права женщин. Отдельные объединения и организации пытаются решать частные задачи.
Феминистки Петербурга
Собственная гендерная фракция при партии «Яблоко» имеется, как выяснилось, и в Петербурге: по словам помощницы Григория Явлинского Ксении Вахрушевой, в ней числятся 11 человек, однако фракция не особенно активна. «Разговоры об открытии Школы феминизма в Петербурге велись, но пока партия ничего такого не планирует. Впрочем, мы хотим собраться вместе с другими женскими организациями и, если потребность будет, – совместными усилиями откроем подобную структуру», - говорит Ксения.
По информации активистки феминистского движения Оксаны Замойской, Петербург всё же не отстает от Москвы: в городе действует школа чтения феминистских текстов – все заинтересованные собираются и обсуждают тексты означенной тематики. «Есть также группа роста самосознания, где женщины обмениваются опытом. Это, конечно, неформальная организация, - рассказывает Оксана. – Опыт активизма феминисток в городе не очень большой: по сути, все началось после инициативы депутата Госдумы Елены Мизулиной (законопроект об ограничении прав женщин на аборты, выдвинутый летом 2011 года – «МР»), тогда мы провели первую акцию».
Оксана перечисляет другие организации, так или иначе имеющие отношение к феминизму: «Петербургская ЭГИДА» Римы Шарифуллиной (трудовые права женщин), Кризисный Центр для женщин (вопросы гендерного насилия) и другие.
Феминистками себя считают и многие представительницы ЛГБТ-движения: впрочем, уточняет Ольга Ленкова из организации «Выход», отнюдь не все. «Я, например, себя считаю феминисткой», - подтверждает Ольга.
Чего хотят женщины
За что борются петербургские феминистки? По словам Оксаны Замойской, на первых местах в рейтинге актуальных проблем – аборты (которые время от времени отдельные законодатели пытаются запретить), а также вопросы гендерного насилия (в том числе на работе и в семье). Кроме того, всё более насущной становится проблема проституции в Петербурге.
«Вы наверняка видели – на вокзалах, у станций метро – объявления «Познакомлюсь с мужчиной». Это и есть реклама проституток. При этом все знают, что организация занятий проституцией – уголовное деяние. Этим вопросом, по-хорошему, должен заниматься отдел по борьбе с экстремизмом, но они вместо этого ловят оппозиционеров. Почему проституция кажется важной проблемой феминисткам? Это явление напрямую связано с насилием в отношении женщин и торговлей людьми. При этом нашей культурой данная проблема подается как нечто гламурное, фривольное», - говорит Оксана.
В петербургском «Яблоке» решают менее социально острые -более прикладные - проблемы. «Из последнего – мы пытались разобраться с налоговыми вычетами для женщин, которые недавно стали матерями. Некоторые (не все) районы Петербурга не признавали затраты на роды как те, которые необходимо вычитать. Мы писали в прокуратуру, налоговую. Женщины и в суды подавали, мы им в этом помогали», - рассказывает Ксения Вахрушева.
По мнению Ольги Ленковой, главное, за что должны бороться феминистки – равноправие в семье и на работе. «Среди моих знакомых, которые состоят в гетеросексуальных отношениях, живут в браке или гражданском союзе, - в паре всегда женщина продолжает помимо работы заниматься домашним хозяйством. Это явление очевидно даже по рекламе, где забота о домашнем очаге преподносится как исключительно женское дело. С другой стороны, есть данные о разнице в уровне доходов мужчин и женщин, даже занимающих одни и те же должности: считается допустимым платить женщинам в 1,5-2 раза меньше, чем мужчинам», - говорит Ольга.
Патриархат и Pussy Riot
Все опрошенные «Моим районом» феминистки согласились с тем, что в обществе оживают дремучие патриархальные настроения – и это многих тревожит. «У нас, судя по заявлениям отдельных политиков, происходит откат назад, - считает Оксана Замойская. – А вспомните заявление Всеволода Чаплина, которое он сделал пару лет назад? О том, что жертва изнасилования может быть сама виновата в произошедшем. А ведь Чаплин – представитель Церкви!»
«Тревожиться пока рано, - возражает Ксения Вахрушева. – Есть новое поколение – сегодняшние школьники, студенты. У них другой взгляд на межполовые отношения. Они свободнее своих родителей. И когда люди свободны от предрассудков – вернуться к ним сложно. С другой стороны, тревогу вызывает растущая роль Церкви – ее вмешательво и в государственную, и в общественную виды деятельности».
На судебном процессе над Pussy Riot часто звучало слово «феминистки» - как бранное. Ударила ли история с панк-молебном и последующим судилищем по «имиджу» современных феминисток? «Нет. Этот вопрос находится в другой плоскости. Было больше обсуждений судебной системы и влияния РПЦ на общество, нежели про феминизм», - отвечает Ксения Вахрушева. «Эта история особенно не сказалась: акцент был больше на политической составляющей, а не на деятельности Pussy Riot как феминисток», - подтверждает Ольга Ленкова.
Мнение эксперта
Дмитрий Дубровский, преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ: «В России феминистское движение очень слабое. Связано оно, главным образом, с культурно-богемной средой либеральных интеллектуалов. Что, кстати, не в первый раз в России: правозащитное движение в начале (да и в конце) тоже было связано с этой средой. Постольку поскольку именно либеральная интеллигенция - это агент модернизации.
Почему феминизм так важен для России? Он трансформирует представление о семье и борется с системой доминирования, которую, к сожалению, многие женщины (даже считающие себя либеральными) поддерживают. Например, в Москве было общественное женское движение «Отличницы»: так вот, они однажды пришли то ли к Путину, то ли к Медведеву и принесли пирожки. Это классический пример того, как можно презентовать маскулинную модель общества: мол, мы такие хорошие - а вы будете о нас заботиться.
Помните устойчивое выражение в немецком языке: Kinder, Küche, Kirche (дети, кухня, церковь)? Бунтующие женщины не рождают сочувствия во многих – потому что все понимают, что это бунт не только (и не столько) против церкви и режима, но против самого сексизма. Против того факта, что женщина занимает второстепенное положение в обществе».