Истории

Как помочь ребенку адаптироваться в школе - советы детского психолога

Десятки тысяч первоклассников в Петербурге сделают первый шаг ко взрослой жизни с сентября. Как помочь ребенку сохранить позитивное отношение к школе, и какие ошибки чаще всего совершают родители в первые месяцы обучения?

Как будет проходить адаптация ребенка в школе, и в чем возникнут сложности, зависит от индивидуальных адаптивных особенностей ребенка. Адаптация затрагивает все психологические стороны жизни ребенка. В первую очередь, семейные отношения. Ведь ребенок – член семьи. Новые обстоятельства сказываются на родителях, которые транслируют свое отношение детям. Настраивайте себя и детей на позитивное восприятие школьной жизни.

Отношения с учителями. Важен именно позитивный эмоциональный контакт. Интересуйтесь у учителей особенностями адаптации ребенка – как он ведет себя на уроке, как себя чувствует. Также позитивно следует относиться к родителям других учеников. Ребенок перенимает доверительное отношение к учителю и будет позитивно относиться к сверстникам.

Прогулки. В первом классе происходит смена привычного игрового режима на учебный. Детям требуется больше отдыха, прогулок и свежего воздуха. Важно не нагружать ребенка кружками и дополнительными занятиями. Лучше вместе почитать перед сном что-нибудь дополнительное по программе, погулять в парке после школы. Главное в первом классе - не отбить у ребенка желание учиться.

Разговоры. В первую очередь интересуйтесь у ребенка, не что он ел (хотя это тоже важно), а что нового он узнал. Что больше всего понравилось. Не заставляйте ребенка отвечать сию же минуту. Если он замкнулся, дайте время подумать. Иногда родители бурным эмоциональным участием приносят больше вреда, чем пользы. Наблюдайте за ребенком, но позволяйте принимать решение самому.

Не сидите подолгу с ребенком. Некоторые неработающие мамы все время посвящают школьной жизни ребенка. Нужно просто быть рядом и в нужный момент помочь. Не перехватывайте инициативу. Учеба – серьезный этап жизни ребенка. Именно ребенка. Его задача – учиться. Дети легко перекладывают ответственность на родителей, и учеба становится больше родительская, чем детская. Поддерживайте ребенка эмоционально, не обслуживайте. Ребенок должен самостоятельно собирать портфель и вовремя ложиться спать. И получать оценки должен ребенок, а не родители.

Соблюдайте режим. Школа – это регламентированная, жесткая система по сравнению с детским садом. Ребенок должен просыпаться и ложится спать в четко отведенное время. Иначе возникает дополнительный стресс. Несоблюдение режима стоит на первом месте среди причин походов к психологу. Если родитель расхлябанный, делает все под настроение, ребенок быстро перенимает привычку. Но в отличие от родителей, ребенок не способен справиться с последствиями такого поведения, поэтому, чем меньше отклонений от установленного расписания, тем лучше.

Новый коллектив. Хорошо, если у ребенка будет выход не в один коллектив, а в несколько. И он будет проводить выходные со сверстниками. Если сверстников нет в семье, их надо искать, собирать компанию. Хорошие учителя способствуют тому, чтобы дети знакомились. Организовывают выходы в театр или на свежий воздух. Если этого не происходит, постарайтесь сами обеспечить досуг детей, но именно в компании – так ребенок научится взаимодействовать со сверстниками, и у него будет меньше проблем в старшем возрасте.

Ребенок не адаптируется к школе. Как это понять?

Первые 3 месяца о многом говорит эмоциональное и физическое состояние ребенка – как он ест, как он спит. Если нарушений нет, значит, адаптация происходит нормально. Если нарушаются элементарное расписание и режим, – возникли трудности. Осенью в первом классе у ребенка резко снижается иммунитет. В первую очередь, по психологическим причинам. При адаптации средней тяжести ребенок болеет раз в месяц или чаще. Тогда следует обратиться к специалисту. Об успехах и неуспехах ребенка в первые месяцы учебы не может идти речи. Главное, чтобы ребенок хотел учиться – это единственный критерий, который имеет значение.

share
print