В российский прокат вышел шпионский боевик «Эволюция Борна» - 4-я часть франшизы про секретную лабораторию по производству наемных убийц. Красивые взрывы, огромные волки, обходительные мутанты и 20-минутная погоня на мотороллерах — режиссер Тони Гилрой припас для зрителя немало аттракционов.
Джейсон Борн — это как Джеймс Бонд, только грустный, целомудренный и не пьет. Итог 10 лет стрельбы и погонь: франшиза про генетически модифицированного супершпиона вполне может составить бондиане конкуренцию — и по жанру, и по бюджету, и по сборам. Приметы суховатого борн-стиля: не очень много крови, совсем чуточку соплей, отлично поставленные бои и непередаваемая атмосфера охоты на человека. Вот только надо избавиться от дурацкой привычки скреплять сиквелы, триквелы и квадриквелы единым сюжетом — лучше, как в бондиане, каждый раз начинать с нуля.
Увы, сценаристы побоялись быть непоследовательными, и от этого стали невыносимо скучными — по крайней мере, первые полчаса. Действие прыгает из Аляски в Вашингтон с остановками в Иллинойсе. В кадре то вечные снега, где какой-то бешеный бородач кормит волков с руки и отстреливает беспилотники, то душные кабинеты, где какие-то похмельные цэрэушные шишки ведут мутные разговоры — и параллельно пичкают нас кратким содержанием предыдущих серий.
Все это для того, чтобы примирить зрителя с печальным фактом: никакого Борна в «Эволюции Борна» нет. Фильм - спин-офф, действие происходит параллельно предыдущим сериям, и цэрэушники охотятся не за Борном (Мэтт Деймон), а за Аароном Кроссом (Джереми Реннер), который тоже весьма крут, хоть и сидит на специальных таблетках: синие - для мозгов, зеленые — для мышц. Сутки без колес — и все, дебил навсегда. Пока один супершпион гоняется за дозой, другие пытаются его прикончить — как обычно, спецслужбы заметают следы. Впрочем, несмотря на традиционную фабулу (или благодаря ей?) «Эволюция Борна» остается более чем качественным шпионским боевиком.
Через полчаса сюжетных дрыганий наконец начинается классический экшен, и отдельные эпизоды сделаны блестяще, на уровне лучших образцов бондианы: бойня в секретной лаборатории, stealth-action в старинном особняке, 20-минутная погоня на мотороллерах по улочкам Манилы — один аттракцион сменяет другой с такой скоростью, что у героев почти нет времени рассуждать. Оно и к лучшему, боевик же.
Все это было бы не так весело, если бы не оператор Роберт Элсвит. Он мастер шпионского кино («Завтра не умрет никогда», «Солт», «Миссия невыполнима-4») и он гениально неразборчив: камера с равным удовольствием снимает благородный изгиб дряхлой винтовой лестницы, тревожное мерцание экранов в штабе ЦРУ, филиппинские лачуги и канадскую тайгу. Взгляд оператора то методично выслеживает главного героя, то параноидально мечется по подвалам, то мчится, догоняя выпущенную из снайперки пулю, то погружается в снежную бурю. Динамично, разнообразно и, в перспективе, оскароносно.
Об актерах того же не скажешь. Блеклая подружка главного героя (Рейчел Вайс), совершенно не страшный злодей (Луис Одзава Чангчьен) и не слишком обаятельный серый кардинал спецслужб (Эдвард Нортон) - не играют, а подыгрывают. Зато неожиданно хорош короткий выход словенского актера Желько Иванека: в роли доктора-психопата он за 3 минуты убивает 5 человек и срывает бурные аплодисменты.
Все шишки от фанатов достались Джереми Реннеру в заглавной роли, и совершенно зря - он, конечно, не заменит Мэтта Деймона, но вполне может с ним соперничать: именно такого, возрастного, несколько меланхоличного шпиона не хватает в современном Голливуде. Это тренд: примерно таков же Бонд в исполнении Дэниэла Крейга. Впрочем, «Эволюция Борна» зрелище достаточно шумное и динамичное, чтобы не особо задумываться о кризисе среднего возраста у агентов с лицензией на убийство.
«No more!» - пишет Аарон Кросс на зеркале в дешевом филиппинском отеле, оставляя преследователей с носом. Но создатели франшизы не могут удариться в бега — а значит, впереди очередная экспликация Борна, его окончательная деконструкция и пышная кремация с последующей эксгумацией, more, and more, and more.
Эволюция Борна (The Bourne Legacy)
Страна производства: США
Бюджет: 125 млн долларов
Режиссер: Тони Гилрой
Авторы сценария: Дэн Гилрой, Тони Гилрой
Оператор: Роберт Элсвит
В главных ролях: Джереми Реннер, Рейчел Вайс, Эдвард Нортон и др.
РАБОТА ОПЕРАТОРА: 9 из 10
РЕЖИССУРА: 7 из 10
АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 6 из 10
СЦЕНАРИЙ: 6 из 10