Истории

Какой петербургская семья будет через 10 лет?

Правительство Петербурга готовит Концепцию семейной политики, основная цель которой - повышение деторождения. Почему петербургские семьи не торопятся выполнять наказ партии и правительства и что готовит им новый документ?

В Смольном сегодня, 10 июля, обсуждают Концепцию семейной политики Петербурга на ближайшие 10 лет. Проект разработал в конце 2011 года Комитет по социальной политике совместно группой социологов, семейных психологов и специалистов по демографии. Правительство должно принять концепцию за основу с учетом замечаний, которые озвучены на круглых столах и в интернете, и через пару месяцев она отправится на голосование в Законодательное собрание. На основе концепции будет формироваться бюджет и работа учреждений, связанных с поддержкой семьи, начиная с социальных служб и заканчивая частными рекламными агентствами, которым предстоит формировать образ благополучной семьи.

В Петербурге существует минимум две Концепции семейной политики – такой вывод можно сделать из ответа губернатора Георгия Полтавченко на запрос Виталия Милонова. Главный защитник нравственности в Законодательном собрании сетует, что в документе семья определяется как социальная общность людей, основанная на браке, при этом не учитывается, какого пола должны быть жених и невеста. В частности, Милонова не устроил термин «гендерное образование» (гендер – злое слово, в котором содержится намек на гомосексуализм). Также парламентарий решил, что в концепции фактически вводятся нормы ювенальной юстиции. 
 
Георгий Полтавченко в середине июня ответил, что в концепции 2012-2022 годов семья определяется как союз мужчины и женщины, и там нет в помине слов «гендер» и «ювенальные технологии». Виталия Милонова ответ удовлетворил, а эксперты, которые участвовали в обсуждении программы, и прочие любители здравого смысла обратились к сайту администрации Петербурга. Там по-прежнему семья определяется согласно международным нормам как общность людей (без дополнительного указания пола), а гендерное образование подростков проводится «с целью повышения культуры равноправия и ответственности, равного участия мужчин и женщин во всех сферах жизни».
 
Какую версию документа положили на стол Георгию Полтавченко, остается загадкой. Возможно, обсуждение вопросов с заведомо медийным потенциалом должно отвлечь петербуржцев от сути программы. В ней, например, не сказано, как будет осуществляться запись в детские сады. Одной из основных проблем семейной политики чиновники предпочли описание образа благополучной семьи, при посильной поддержке государства к нему должна стремиться каждая ячейка общества. Этот образ нельзя однозначно назвать патриархальным, но и современным, европейским нельзя назвать тоже.
 
Согласно Концепции семейной политики Петербурга, благополучная семья – это:
 
- семья, обладающая гуманистическими ценностями, ценностью человеческой жизни, семейного образа жизни, стабильными отношениями, взаимной поддержкой; 
- семья с равноправными отношениями, соблюдением прав личности каждого члена семьи;
- семья, достигшая родительской идентичности и компетентности;
- семья экономически самодостаточная (обладающая среднедушевым доходом выше, чем в целом по Санкт-Петербургу, члены семьи работают или могут быстро найти работу, обеспеченная жильем);
- семья с устойчивым социальным статусом всех ее членов (семья, члены которой имеют образование, уровень которого выше, чем в целом по Санкт-Петербургу, имеющая документы, оформленные в соответствии с российским законодательством);
- семья, имеющая зарегистрированный брак;
- семья, имеющая в своем составе обоих родителей;
- семья, имеющая двух и более детей;
- семья, ведущая здоровый образ жизни, не имеющая вредных привычек;
- семья, интегрированная в общество, то есть имеющая социальную поддержку на дружеском, соседском, муниципальном, городском уровнях и сама оказывающая ее другим семьям;
- семья, обладающая социальной активностью и самостоятельностью в решении своих проблем.
 
  •  1a001_Kuzmina_Marina_580.jpg
  •  1a003_Kuzmina_Marina_580.jpg
  •  1a002_Kuzmina_Marina_580.jpg
  •  1a004_Kuzmina_Marina_580.jpg
  •  1a005_Kuzmina_Marina_580.jpg
  •  1a006_Kuzmina_Marina_580.jpg
  •  1a007_Kuzmina_Marina_580.jpg
  •  1a008_Kuzmina_Marina_580.jpg
  •  1a009_Kuzmina_Marina_580.jpg
  •  1a010_Kuzmina_Marina_580.jpg
  •  1a012_Kuzmina_Marina_580.jpg
  •  1a013_Kuzmina_Marina_580.jpg
 
Мнение экспертов
 
Психоаналитик Дмитрий Ольшанский:
 
«Наиболее фертильное поколение сейчас – это люди, рожденные в перестройку и 90-е. Они застали дефицит и голод, поэтому не доверяют государству. У нас правила игры меняются каждые 5-7 лет. Даже когда меняется налоговый кодекс, люди перестают чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Естественно, возникает желание урвать кусок, как можно больше заработать... В Советском Союзе семейная политика сохранялась на протяжении десятилетий, и в наших условиях концепция должна охватывать минимум 15 лет. Петербург – это часть Европы, и ценности у нас европейские, а не патриархальные. Независимость, самостоятельность, эмансипация, карьера. Женщина чувствует себя самостоятельной личностью, сама хочет распоряжаться своим счастьем и ни от кого не зависеть. Нужно давать уверенность людям, а не сворачивать этот либеральный тренд».
 
Анастасия Иванова, психолог, консультант по вопросам взаимоотношений:
 
«У молодых пар существует тенденция к отсутствию секса. Им предлагается множество суррогатов, и потребность не так велика, как 10-20 лет назад. Очень важна материальная составляющая. Средствами массовой информации формируется представление о благополучной семье, ее достатке, которым далеко не все соответствуют. Нужно много времени, чтобы этого уровня достичь. Чтобы у молодых семей была мотивация, им надо просто дать денег. То, что дают на второго ребенка, нужно давать на первого. Также бы помогла политика поддержания семейных ценностей».
 
Лев Щеглов, ректор Института психологии и сексологии:
 
«Если принимается семейная политика, довольно странно, что это обходится без консультаций со специалистами по проблеме. Семья, безусловно, становится иной, базовые ценности меняются. И без учета новых тенденций вопрос будет решен формально. Вырвать задачу увеличения деторождения, которую, безусловно, нужно решать в России, из контекста того, что происходит с семьей – это бессмысленно. Семейная политика – мощнейшее сплетение социальных, социально-психологических, экономических, ментальных вопросов. На новом этапе, при всей моей нелюбви к марксизму, семья является ячейкой общества и преломляет в себе глобальные процессы, которые происходят с обществом». 
share
print