Теплоход прошел Кронверкский пролив и замер перед Иоанновским мостиком, пропуская встречный. Здесь все время приходится кого-то пропускать, такое уж интенсивное движение. Кораблик, который шел навстречу, бурно что-то отмечал. И в тот самый момент, когда 2 теплохода проходили впритирку друг к другу, с «праздничного» корабля в «обыкновенный» полетела бутылка. «Мой район» решил разобраться, сколько мусора сваливают в петербургские реки разбитные туристы, и можно ли с этим как-то бороться.
В бутылке, которая летела с «праздничного» корабля, не было послания, там был только виски. Метатель хотел одного: чтобы пассажиры с другого катера присоединились к празднику. Тяжелая стеклянная бутыль благополучно пролетела мимо головы пассажира, который смотрел только в объектив фотокамеры и ничего не видел вокруг, и благополучно приземлилась, слегка задев чье-то бедро. Теплоходы разошлись. Инцидент остался незамеченным. Это случается каждый день.
Как мы уже рассказывали, очисткой акватории ведает «Ленводхоз». В среднем, он собирает за неделю 20 кубометров мусора, который потом отправляется на свалку. Но в этом году поставлен рекорд: 33 кубометра. «Очисткой площади занимаются специальные суда с драгами и «кошками», - рассказала сотрудница Комитета по природопользованию Елена Малышева. - То, что на поверхности, поднимают сетями. Кронверкский пролив и Неву от Благовещенского моста до Литейного сейчас чистит теплоход «Мга». Дальше – «Сочи». На Васильевском острове Невскую губу и Смоленку очищает «Мурманск». «Псков» работает в Мойке, канале Грибоедова и Пряжке. Есть еще несколько наземных служб, которые очищают берега после пикников: они ездят на «газелях». И еще теплоходы посменно дежурят в восточной части Невы, чтобы отлавливать мусор, приплывающий из области. Кроме того, на днях в акватории Невы начались работы по очистке от зелени. Водную растительность скашивают специальными катерами-косилками в Пряжке, Мойке и Фонтанке, потому что именно там, в зеленых зарослях застревает больше всего мусора».
Получается, что ежегодно город тратит не меньше 10 млн на то, чтобы убирать свинство за своими гражданами и дорогими гостями. 10 млн – это только затраты на уборку акватории. И с каждым годом мусора становится все больше.
- Я не понимаю, почему некоторые граждане сами провоцируют хулиганов, - рассказала градозащитница Оля Кузьмина. - Купили бутылку, выпили, до помойки нести лень. Поставили на парапет, якобы для нищих, которые могут ее сдать и получить деньги. Ну поставь ты ее рядом с урной. Ведь из трех человек, которые пройдут вслед за тобой по улице, одному обязательно захочется сбить эту бутылку в воду. И сбивают. А почему зимой у наших людей считается большой доблестью бросить бутылкой в стаю уток? Но, конечно, катера, где тебе прямо предлагаются напитки в самой разной таре – это основная летняя беда. Да, внизу, где бар, есть и столы, и урны, но пьют обычно наверху.
Вторая беда прогулочных судов, кроме мало кем соблюдаемых правил безопасности, - это пиротехника. Когда ее жгут просто так – вроде ничего опасного: это на парусном судне можно поджечь парус, а на моторном катере все безопасно. Но бенгальскими огнями начинают швыряться – опять-таки в сторону других теплоходов.
Проблема акватории – в ее экстерриториальности. За порядком на земле следит полиция. В фарватере – в Неве и заливе – тоже полиция, но транспортная. Когда на берегу ловят грязнулю, который, например, бросил окурок на землю, его наказанием занимается территориальная административная комиссия. В Центральном районе она заседает раз в 1-2 недели.
- Мы штрафуем граждан, которые ходят по газонам и бросают мусор где попало, - рассказала председатель комиссии Татьяна Курова. – Но у нас ни разу не было нарушителей, которых поймали бы на катере. Потому что Нева – это уже не наша территория.
В ГУВД Петербурга тоже затруднились сказать, кто следит за охраной порядка на водных артериях. Наверное, ОМОНовские катера. На базе катеров заявили: да, охраняем важные мероприятия типа «Алых парусов» и регаты. Да, иногда сопровождает рейсы ГИМС. Нет, никогда не отвлекаемся на ерунду типа пиротехники, бутылок и т.п. Тем более, что, завидев нас в акватории, капитаны сами себя ведут аккуратно и от пассажиров требуют того же.
Днем от теплоходов проблем мало, если не считать мусора. Недаром у нас так много консульств расположено на набережных - китайское, японское, болгарское, голландское, французское, и это все престижные места. Проблемы начинаются ночью. Особенно белой. Достаточно посмотреть, сколько судов ныряет в Фонтанку под Прачечный мост в половине второго ночи, как только разводят Дворцовый мост. В акватории появляют баржи, а одновременно с ними пастись в реке - запрещено. В результате катера и теплоходы, как рыбий косяк, устремляются в каналы. Корреспондент «МР» как-то замерил число судов: и сбился на 120-м. Более 120 теплоходов одновременно появились в Фонтанке: да такой трафик не снился даже КАДу. И каково в эти минуты местным жителям?
Сергей живет в доме на канале Грибоедова там, где он примыкает к Крюкову каналу. Сказать, что это место популярно у туристов – ничего не сказать. И конечно, большинство катеров проходит там ночью.
- Жара. Сплю с открытыми окнами. И каждые 5 минут слышу очередной теплоход с музыкой на борту, крики «Сними меня вот так» и иногда - плясками. На этом фоне теплоход с экскурсией – хотя я все эти тексты гидов знаю уже наизусть – это просто отдушина. Я знаю, что на Неве музыка гораздо громче, то есть в каналах все-таки приглушают. И у меня просто место такое «удачное», что теплоходы здесь стоят, иногда по несколько минут, чтобы разъехаться. Приходится терпеть, потому что за все надо платить, в том числе за проживание в таком месте. Правда, однажды не вытерпел. У меня в гостях были друзья-иностранцы, которым утром надо было ехать на важную встречу и хотелось выспаться. А какой-то катер с совершенно отвратной долбежкой, то есть музыкой, как раз застрял под балконом. Я увидел на борту номер, позвонил по 02 и его продиктовал, сказал, что этот катер нарушает закон о тишине в ночное время. Потом он уплыл, а я остался. Делал это, конечно, только для того, чтобы успокоить своих гостей.
Второй звонок в административную комиссию – на этот раз Адмиралтейского района – был с предсказуемым результатом. Ни один капитан катера ни разу не наказывался по закону о тишине. Да и что для него тысяча рублей штрафа?
Так что шумные теплоходы еще долго будут оставаться визитной карточкой Петербурга, шокируя гостей из того же Амстердама, где почему-то чаще встречаются гребные лодки, чем катера, а если в канале поймают гидроциклиста, он год будет работать на штрафы.