Василий Кичеджи, который в Смольном курирует науку и культуру, обсуждается и критикуется чаще, чем губернатор Георгий Полтавченко. «Мой район» узнал у общественных деятелей Петербурга, чем провинился вице-губернатор и виноват ли во всем губернатор.
В команде Георгия Полтавченко наметилось слабое звено. Вице-губернатор Василий Кичеджи – единственный из новобранцев, кого активно критикует творческая публика, общественные деятели и журналисты (сферы, которые он уполномочен курировать). Степень его влияния на принимаемые в Смольном решения оценивается по-разному: от «темного кардинала» до ординарного чиновника. Но многие отмечают специфический стиль работы вице-губернатора.
Хамство-лайт
«Существует некое представление о чиновнике, которое он может считать неверным, но которое существует независимо от того, что чиновник думает, - говорит журналист Дмитрий Губин. - К сожалению, все, что я слышал о стиле работы и поведении господина Кичеджи, определяется, назовем это деликатно, «хамство-лайт». Мне не интересно выяснять, зависит это от особенностей биографии человека, который работал в советской столовой, приватизировал тракторный завод, а потом каким-то образом был переброшен курировать культуру (может быть, потому что активно приобретал московские радиостанции)... Но все, что я слышу от знакомых, чем бы они не занимались – кино, театром, литературой, журналистикой или переводом с иностранных языков, складывается в такую картину».
Неудовлетворен стилем работы Василия Кичеджи депутат Законодательного собрания Борис Вишневский. Он сталкивался с вице-губернатором по вопросу археологических раскопок в Петропавловской крепости. В 2009 году там были обнаружены захоронения жертв красного террора - около тысячи человек, расстрелянных в 1917-1920-х годах. До сих пор Музей истории Петербурга вел раскопки на общественных началах. На продолжение раскопок и идентификацию жертв нужны деньги.
«Я писал несколько запросов и обращений, которые перебрасывались Кичеджи, - рассказывает Борис Вишневский. – Дважды в Смольном проходили совещания на эту тему. Специалисты (археологи и историки) не были приглашены на эти совещания, равно как и я. Прямая норма устава дает мне право участвовать в обсуждении поставленных мною вопросов, и не меньше, чем за 3 дня я должен быть об этом уведомлен. Я связался с Василием Николаевичем, он мне по простоте душевной сказал: «С какой стати я должен вас приглашать?!». На мой вопрос, знаком ли он с нормой устава, я получил уклончивый ответ. Сильно подозреваю, что не знаком, и вряд ли считает нужным этот документ изучать. Я могу обойтись без этих совещаний. Но туда специалистов не звали. В результате принимаются совершенно непрофессиональные решения. Меня стиль Василия Николаевича не устраивает, о чем я ему и сказал».
Культура – основная сфера, которую курирует Василий Кичеджи в Смольном. Именно у творческой публики к паре Кичеджи – Дмитрий Месхиев (глава комитета по культуре) самые большие претензии. «С появлением Василия Кичеджи в петербургской культуре (в официальном ее понимании) не происходит позитивных изменений, - считает лидер группы «Телевизор» Михаил Борзыкин. - Не внушает оптимизма серия скандалов, связанных с ним, в прессе. Заявления Алексею Герману по поводу Ленфильма, ситуация с «Родиной» и «Домом кино» - все время создаются ситуации непонимания петербургского культурного бэкграунда».
Они ведут себя как помещики с дворней
Друзья Дмитрия Губина – не единственные, кто плохо отзывается о вице-губернаторе и его подчиненных. Вот что говорит главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская: «Петербург город маленький, и ни от одного и из своих театральных коллег я не слышала доброго слова в адрес нынешнего культурного правительства. Нет, от одного слышала, от советника губернатора по культуре на общественных началах Рудольфа Фурманова. Больше – ни от кого. То господин Месхиев предлагает режиссеру Юрию Бутусову подписать контракт с годичным испытательным сроком и запретом на постановки в других театрах. То господин Полтавченко предлагает делать неясный фестиваль с нелепым названием «Верю!», в то время как недофинансированы существующие фестивали. То господин Кичеджи твердо обещает забрать Дом ветеранов сцены под юрисдикцию города, но ДВС отходит федералам».
«Правительству города свойственна абсолютная закрытость. Если раньше вы могли прийти к председателю Комитета по культуре и обсудить какие-то проблемы, а то и позвонить по срочному делу, то нынче это стало невозможно. А если спрашиваешь при случайной встрече, то слышишь: «No comment». И не только от начальников – от заместителей. Нет у них комментариев. Меня, прожившую и проработавшую в этом городе всю жизнь (в этом году «Петербургскому театральному журналу» 20 лет, это единственный толстый театральный журнал в России, выходивший все эти годы), оскорбляет отказ новых временщиков (а они временщики, как и все начальники) что-либо объяснять. Средства, выделяемые на поддержание той или иной программы — это не их деньги, это наши деньги, выданные им во временное распоряжение, а они ведут себя как помещики с дворней».
Кровососущая команда
Все это время в тени Василия Кичеджи находился губернатор Георгий Полтавченко. Источники «Моего района», близкие к Смольному, утверждают что это является прямым следствием распределения властных полномочий: городом управляет Василий Кичеджи, а Полтавченко – символизирует.
С этим не согласен политолог Владимир Гельман. «Василий Кичеджи не является основным вице-губернатором Петербурга. Он находится в центре внимания творческой и активной публики, потому что занимается вопросами культуры. Он делает публичные заявления, а Георгий Полтавченко по большей части молчит. Надо понимать, что заместитель того или иного руководителя не может быть ключевой фигурой. Не важно, страна это, школа или завод. Бюрократическая сторона дела такова: руководитель подписывает распоряжения и отвечает за действия своих заместителей. Чья подпись стоит – тот и отвечает».
«Георгий Полтавченко – тихий агент секретной службы, которого поставили, чтобы он выполнял одно задание, а декларировал другое, - считает Михаил Борзыкин. - Говорит красиво и кажется какой-то части населения человеком прогрессивных взглядов. Но вертикаль власти в плане ее закрытости и способов управления целостна в Петербурге. Разницы между Полтавченко и его боярами нет. Их объединяет безнаказанность и отсутствие контроля. С помощью вербального мошенничества откатить себе вертикальных средств, а при этом раздавать обещания – таков принцип кровососущей команды».
«Основная проблема Смольного, унаследованная от двух предыдущих кабинетов, состоит, к сожалению, в том, что не сформулировано, для чего город живет, - отмечает Дмитрий Губин. - А от этого танцует вообще все. Строить нам зоопарк? Рыть ли Орловский тоннель? Проводить экономический форум в разгар белых ночей или сдвинуть его на середину февраля, когда гостиницы пустуют? К сожалению, если смысл городского существования не определен, решить ничего не удается».