Ночные автобусы, чьи маршруты повторяют линии метро, были введены в Петербурге внезапно, без должной подготовки населения, без рекламы, без изучения будущего спроса. Водителей, например, просто поставили перед фактом, хотя они и так работают с нагрузками, ведь лето – пора отпусков.
Ночной автобусный проект горожане высмеяли в первый же день: много ли с него толку, если автобус не может преодолеть Неву в часы, когда разведены мосты. Ни один из автобусных маршрутов не держит путь в сторону Большого Обуховского моста, хотя одна станция «зеленой» ветки – Обухово – от него сравнительно недалеко. Перескочить Неву посреди ночи можно двумя путями: через Васильевский остров во время короткого сведения мостов в 3 часа пополуночи и по Володарскому мосту в 4 часа ночи, когда он сводится на полчасика. Это те мосты, по которым курсирует общественный транспорт. Но они как раз и выпали из схемы ночных метроавтобусов.
Свое знакомство с новым видом транспорта я начала с площади Александра Невского. Там сходятся две ветки: 3-я и 4-я. В обе стороны проспекта курсировали пустые рейсовые автобусы: 181, 33 и прочие. Наверное, торопились в парк. Ждать метроавтобус пришлось минут 20, и еще неизвестно, сколько его не было до моего появления на остановке. Ну да ладно. Все равно, кроме меня, его никто не ждал. Таксисты смотрели с непониманием: если мне явно нужно куда-то ехать, почему бы не сесть и не поехать. С одним таксистом я потом разговорилась. Он сказал, что пока метроавтобусы не начнут ходить через вантовый мост, таксистская братия без работы не останется. Да и вообще: ночные таксисты существуют для того, чтобы развозить пьяных пассажиров, а в автобусы пьяных не очень-то пускают. «А раньше таксисты еще водкой ночью торговали», - сказала я, намекая на алкогольный закон. «И что, думаете сейчас нельзя бутылку в магазине купить? Хотите, прямо сейчас поедем и купим…». Я бы согласилась, но работа есть работа.
Наконец подрулили сразу два автобуса: 4М и 3М, выбирай любой. Внешне они выглядят как те, которые курсируют, например, по 47-му маршруту. То есть совершенно обычно. Белые с зеленой полосой. Впоследствии, говорят, полосы могут поменять: по первой линии – с красной полосой, по второй – с синей и т.д. Как только автобус остановился, к нему кинулись с разных сторон парень и девушка: откуда взялись – непонятно. Ну и я тоже.
В нашем автобусе, помимо водителя, оказались 5 человек. Все трезвые и молодые. Двое парней фотографировали на айфон виды из окна, еще один молодой человек, как и я, отвлекал водителя разговорами. Шофер отмалчивался, говоря, что ездит по этому маршруту только второй день (официально проект запустили с 1 июля, хотя автобус начал курсировать 30 июня в 23:50, но водителям понадобилась еще одна ночь, чтобы его обкатать. Все-таки необычные маршруты.
- А куда он сворачивает после Восстания? – Это был маршрут 4М, повторяющий очертания Правобережной, оранжевой линии. – На Лиговский? А потом? На Загородный и Садовую? А он все время так будет ходить? – Водитель пожал плечами. «Мне, говорит, - сказали отработать эту ночь, а там посмотрим».
Больше всего удовольствия доставляла стоявшая посреди салона девица, которая плохо понимала, где находится – автобус тем временем шел по Старо-Невскому – и пыталась объяснить своим друзьям, когда она приедет туда, где ее ждут. То ли первый день в Питере, то ли первый день передвигается по городу не на метро, поэтому названия улиц и разные там особые приметы ни о чем не говорят.
- Какая улица? Э-э-э (всматривается в надписи на домовых табличках)… Невская! Ну тут какие-то дома и все. Водила сказал поедет к Сенной, это где? Вот мы на площадь какую-то въезжаем. Щас пойму. – Интересно, думаю, какую из примет с площади Восстания она назовет в первую очередь. Стелу, Московский вокзал или хотя бы надпись «Город-герой Ленинград»? – «Галерея!» - радостно кричит деваха, я вспомнила, мы тут были.
На площади Восстания выходит половина автобуса, то есть 3 человека. И я в том числе, потому что вижу другой М-автобус и решаю поменять маршрут. Вообще-то про ночное метро мечтали, что поезда будут ходить там раз в 15 минут, это сбылось, и по 3-5 минут стоять на станциях, чтобы сесть, успели все, кому надо. Тот автобус, на который я нацелилась, простоял на остановке несколько секунд и пассажиров, в том числе меня, застрявшую не светофоре, не взял. Пришлось садиться не на оранжевую, а на красную ветку. Нужный автобус удалось поймать на Владимирской площади. Ждала минут 6.
Этот автобус больше напоминал междугородний туристский: два ряда по двое кресел, с подлокотниками. Человек 100 могли тут комфортно разместиться, а вот мебель перевозить было бы неудобно. Если не считать еще одного журналиста с блокнотом, компании студенческого вида (они рассказали, что просто гуляют в белую ночь), самой приятной пассажиркой была восторженная тетенька. Она недоверчиво расспрашивала водителя и всех остальных, действительно ли проезд стоит только 23 рубля, как долго продлится такое счастье (студенты пояснили, что до конца лета, а водитель ответил, что не в курсе). И еще ей было явно все равно, куда ехать. Как и остальным пассажирам, на которых я насмотрелась. Они выныривали из автобусов, как только видели подходящее кафе, где можно было провести остаток ночи.
Ближе к Дворцовой площади наконец стали попадаться те, для кого это было затеяно – то есть туристы, полюбовавшиеся разведенными мостами. Были среди них нетрезвые, причем, в основном, девушки.
- Я на таком автобусе ездила в Праге, - радостно кричала одна. – Но он стоил дороже, чем днем. – Цена в 23 рубля всем очень нравилась.
Потом я снова оказалась у моста Александра Невского и стала ждать автобус, который перевезет меня на правый берег. Таксисты упорно отговаривали ждать, потому что автобусов больше не будет, а мост разведется через 10 минут. Но автобус появился в 2:12.
В нем ехала семья: бабушка, мужчина и женщина средних лет и сын-подросток. Оказались туристами из Твери. Долго не могли поверить, что явились участниками эксперимента. «А мне казалось, ночной автобус в Питере был всегда», - бормотал отец семейства. На Заневском автобус остановился, и водитель заговорил с владельцем припаркованного у остановки джипа. Как оказалось, в джипе сидел директор автобусного парка. Он и рассказал о том, как проходит эксперимент на правом берегу, где работают автобусы его компании.
- В основном, возят воздух, конечно. По 5-6 человек в салоне... Люди еще не привыкли, посмотрим, что будет дальше. Вот и на остановках нет никакого объявления про ночные автобусы. Водители получают доплату за работу в ночное время: оно по правилам наступает в 22 часа.
Еще один автобус М-4 промчался по Заневскому проспекту в сторону моста. Он уже начал разводиться, но уезжать на левый берег, который обслуживается другим парком, было бессмысленно. Автобус поднырнул под мост и через минуту снова появился на Заневском уже на нашей стороне. Довез меня до дома. На этот раз я была единственным пассажиром.
Резюме. Не будет ничего удивительного, если проект ночных автобусов признают неудавшимся, непопулярным у горожан. Хотя в первую ночь они работали неплохо - под чутким оком начальства. Для того, чтоб не возить в автобусе воздух, есть два рецепта: первый - увеличить промежутки до получаса и, конечно, развесить по ходу следования расписания с четким указанием, когда будет ближайший рейс. Второй - пустить хотя бы один маршрут через Вантовый мост и вообще скорректировать схему, чтобы она была более удобной, хоть и не повторяла в точности маршруты.
Трасса движения маршрута М1
АС «Ул. Ушинского» - АС «Пр. Маршала Жукова»: Суздальский пр. – ул. Ушинского – пр. Просвещения – Гражданский пр. – пр. Науки – Тихорецкий пр. – Политехническая ул. – пл. Мужества – ул. Карбышева – 1-й Муринский пр. – Лесной пр. – ул. Академика Лебедева – Литейный мост – Литейный пр. – Кирочная ул. – ул. Восстания – ул. Жуковского – Лиговский пр. – Невский пр. – ул. Маяковского – ул. Жуковского – Литейный пр. (обратно: Литейный пр. – ул. Жуковского – ул. Восстания – Кирочная ул.) – Владимирский пр. – Загородный пр. – 1-я Красноармейская ул. – Измайловский пр. – наб. Обводного канала – Старо-Петергофский пр. – Нарвский пр. – пр. Стачек (обратно: пл. Стачек – пр. Стачек – Старо-Петергофский пр. – наб. Обводного канала – Балтийская пл. – Измайловский пр.) – Комсомольская пл. – пр. Стачек – Трамвайный пр. – ул. Зины Портновой – пр. Ветеранов – пр. Маршала Жукова.
Расписание:
От АС «ул. Ушинского»: 0:00; 0:15; 0:30; 0:45; 1:00; 1:15*; 1:30*; 1:45*; 2:00*, 2:15*; 2:30*; 2:45*; 3:00*; 3:15*; 3:30*; 3:45*; 4:00*; 4:15*; 4:30*; 4:45; 5:00; 5:15; 5:30.
* - на период разведения моста до ст.метро «Пл.Ленина».
- От АС «Пр. Маршала Жукова»: 23:55; 0:10; 0:25; 0:40; 0:55**; 1:10**; 1:25**; 1:40**; 1:55**; 2:10**; 2:25**; 2:40**; 2:55**; 3:10**; 3:25**; 3:40**; 3:55**; 4:10; 4:25; 4:40; 4:55; 5:10.
** - на период разведения моста до ст.метро «Чернышевская».
Трасса движения М2
«АС «Мал. Балканская ул.» - Ст. метро «Парнас»:Мал. Балканская ул. – Будапештская ул. – ул. О. Дундича – Мал. Балканская ул. – ул. Я. Гашека – Балканская пл. – ул. Я. Гашека - Купчинская ул. – Дунайский пр. – ул. Ленсовета – пр. Юрия Гагарина – ул. Типанова – ул. Ленсовета – северный проезд ул. Типанова (обратно: южный проезд ул. Типанова) – Московский пр. – Сенная пл. – Садовая ул. – наб. Лебяжьей канавки – Миллионная ул. – Суворовская пл. – Троицкий мост – Каменноостровский пр. - Каменноостровский мост – Каменноостровский пр. – Ушаковский мост – ул. Академика Крылова – Чернореченский мост – нечетная сторона наб. Черной речки (обратно: ул. Академика Крылова – четная сторона наб. Черной речки – Коломяжский мост) – Ланское шоссе – Новосибирская ул. – ул. Матроса Железняка - Коломяжский пр. – пр. Испытателей – Светлановская пл. – пр. Энгельса – 3-й Верхний проезд.
От АС «М.Балканская ул.»: 23:50; 0:05; 0:20; 0:30; 0:50*; 1:05*; 1:20*; 1:35*; 1:50*; 2:05*; 2:20*; 2:35*; 2:50*; 3:05*; 3:20*; 3:35*; 3:45*; 3:55*; 4:10; 4:25; 4:40; 4:55.
* - на период разведения моста до Суворовской пл.
- От ст.метро «Парнас»: 0:00; 0:15; 0:30; 0:45; 1:00**; 1:15**; 1:30**; 1:45**; 2:00**, 2:15**; 2:30**; 2:45**; 3:00**; 3:15**; 3:30**; 3:50**; 4:10; 4:25; 4:40; 4:55.
** - на период разведения моста до ст.метро «Горьковская».
Трасса движения М3
«АС «Наличная ул.» - Ст. метро «Рыбацкое»: Наличная ул. – Малый пр. В.О. – 8-9 линии В.О. – Средний пр. В.О. – 1-я и Кадетская линии В.О. – Университетская наб. – Дворцовый мост – Дворцовый пр. – Невский пр. – пл. Восстания – Невский пр. – пл. Александра Невского – пр. Обуховской Обороны (обратно: пр. Обуховской Обороны – Синопская наб. – Херсонская ул. – ул. Александра Невского – Невский пр.) – пр. Елизарова – ул. Бабушкина – ул. Шелгунова – пр. Обуховской Обороны – ул. Бабушкина – Рабфаковская ул. – пр. Обуховской Обороны – Шлиссельбургский пр. – ул. Д. Устинова – Тепловозная ул. (обратно: Тепловозная ул. – Прибрежная ул. – Шлиссельбургский пр. – пр. Обуховской Обороны – ул. Шелгунова).
Расписание
- От «Наличной ул.»: 0:00; 0:15; 0:30; 0:40; 0:55*; 1:05*; 1:15*; 1:25*; 1:35*; 1:45**, 2:00*; 2:15*; 2:30*; 2:40*; 2:50*; 3:00*; 3:10*; 3:25*; 3:45*; 3:55*; 4:10*; 4:30; 4:45; 5:00; 5:15; 5:30; 5:45.
* - на период разведения моста до Университетской набережной.
- От «ст.метро» «Рыбацкое»: 23:55; 0:10; 0:30**; 0:45**; 1:00**; 1:15**; 1:30**; 1:45**; 2:05**; 2:20**; 2:40**; 2:55**; 3:10**; 3:25**; 3:40**; 3:55**; 4:05**; 4:15; 4:30; 4:45; 5:00; 5:15; 5:30; 5:45.
** - на период разведения моста до Дворцовой набережной.
Трасса движения М4
«АС «Оккервиль» - Ст. метро «Сенная пл.»: Ул. Дыбенко – пр. Большевиков – ул. Коллонтай – Товарищеский пр. – Российский пр. (обратно: Российский пр., пр. Большевиков) – Индустриальный пр. – пр. Косыгина – Заневский пр. – мост Александра Невского – пл. Александра Невского – Невский пр. – пл. Восстания – Лиговский пр. – Разъезжая ул. – Загородный пр. – Московский пр. – Сенная пл. – Садовая ул. (обратно: пр. Римского Корсакова – Вознесенский пр. – Садовая ул.).
Расписание
- От АС «река Оккервиль»: 0:05; 0:20; 0:35; 0:50; 1:05; 1:20; 1:35; 1:50*; 2:05*; 2:20*; 2:35*; 2:50*; 3:05*; 3:20*; 3:35*; 3:50*; 4:05*; 4:20*; 4:35*; 4:50*; 5:05*; 5:20*.
* - на период разведения моста до ст.метро «Новочеркасская».
- От ст.метро «Сенная пл.»: 23:50; 0:05; 0:20; 0:35; 0:50; 1:05; 1:20; 1:35**; 1:50**; 2:05**; 2:20**; 2:35**; 2:50**; 3:05**; 3:20**; 3:35**; 3:50**; 4:05**; 4:20**; 4:35**; 4:50**; 5:05**; 5:20**.
** - на период разведения моста до ст.метро «Пл. Александра Невского».
Трасса движения М5
«АС «Ул. Репищева» - Ст. метро «Волковская»:Ул. Репищева – пр. Сизова – пр. Испытателей – Комендантская пл. – Гаккелевская ул. – Торфяная дорога – Липовая аллея – Дибуновская ул. – Серебряков пер. - ул. Савушкина (обратно: ул. Савушкина – Липовая аллея) – ул. Академика Крылова – Ушаковский мост – Каменноостровский пр. – Каменноостровский мост – Каменноостровский пр. – Левашовский пр. – Чкаловский пр. – ул. Бол. Зеленина – Рыбацкая ул. – Большой пр. П.С. – пр. Добролюбова (обратно: пр. Добролюбова – пер. Талалихина пер. Нестерова – Бол. Пушкарская ул. – Введенская ул. – Рыбацкая ул.) – Мытнинская наб. – пл. Академика Лихачева – Биржевой мост – Биржевая пл. - Дворцовый мост – Дворцовый проезд – Невский пр. - Садовая ул. - Сенная пл. (обратно: Садовая ул. – Гороховая ул. – Бол. Морская ул.) – Московский пр. – Загородный пр. – Звенигородская ул. – ул. Марата – Разъезжая ул. – Лиговский пр. (обратно: Лиговский пр. – Кузнечный пер. – ул. Марата) – Расстанная ул. – Расстанный пер. – наб. реки Волковки – Волковский пр. – Касимовская ул. (обратно: Волковский пр. – Касимовская ул. – Камчатская ул. – Расстанная ул.)
Расписание
- От «ул. Репищева»: 0:00; 0:15; 0:30*; 0:45*; 1:00*; 1:15*; 1:30*; 1:45*; 2:00*; 2:15**, 2:30*; 2:45*; 3:00*; 3:15*; 3:30*; 3:45*; 4:05*; 4:20*; 4:35*.
* - на период разведения моста до ст.метро «Спортивная».
- От ст.метро «Волковская»: 23:50; 0:05; 0:20; 0:40**; 1:00**; 1:20**; 1:35**; 1:50**; 2:05**; 2:20**; 2:35**; 2:50**; 3:05**; 3:20**; 3:35**; 3:50**; 4:05**; 4:20; 4:35; 4:50.
** - на период разведения моста до ст.метро «Адмиралтейская».