В июне в Петербурге впервые пройдет ежегодная сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, на которой зачитают обращение о спасении археологических объектов на месте бывшего строительства башни «Газпрома» и придании Охтинскому мысу статуса археологического памятника. Георгию Полтавченко досталось тяжелое наследие Валентины Матвиенко, для которой основным приоритетом в городе были инвестиционные проекты. Градозащитная политика меняется, но стабильным остается одно - незаконное разрушение зданий. «Мой район» попросил специалистов по культурному наследию с этой точки зрения оценить восемь месяцев работы нового губернатора.
«Динамика сносов исторических зданий выросла вдвое по сравнению с правлением Валентины Матвиенко, - говорит руководитель «Специализированной группы экологии рядовой архитектуры» (ЭРА) Алексей Ярэма. – В последние три года мы теряли по тринадцать домов в год, а за первые семь месяцев правления Полтавченко потеряли шестнадцать! Если динамика сохранится, Петербург будет лишаться до тридцати домов в год!».
«При Полтавченко полностью снесено шесть или семь зданий, - утверждает редактор интернет-газеты «Карповка.Нет» Дмитрий Ратников. – Но только если считать сами здания, а не флигели. Например, дом Шагина (набережная Фонтанки, 146-б) снесли не полностью, он сохранил фасад, во многом благодаря группе «ЭРА»».
Градозащитники охотно делятся информацией о ранее снесенных зданиях. «В Поварском переулке снесли дом XIX века, сейчас там возведено три этажа, работы продолжаются. То же самое с Литературным домом на Невском, 68 – работы продолжаются. То же самое на месте Парадного квартала (комплекс казарм Преображенского полка в квартале между Кирочной, Парадной улицами, улицей Радищева и Виленским переулком, снесенный в апреле-мае 2011 года. – прим. «МР»). То же самое на месте домов № 2 и 4 в Зоологическом переулке», - перечисляет Дмитрий Ратников.
Самые массовые сносы при Валентине Матвиенко совершались в 2006-2008 годы, когда был полностью снесен квартал Шкапина-Розенштейна в 23 дома. Сейчас на месте квартала отказались продлевать договор кампании «Главстрой-СПб», которая планировала возвести там типовые жилые дома. «Я там был на днях – возводятся два или три корпуса, шесть этажей готово, - говорит Дмитрий Ратников. В общем, не могу вспомнить ни одного мелкого проекта, который бы оказался парализован при Георгии Полтавченко».
К позитивным сдвигам в области сохранения культурного наследия привела отмена ряда масштабных проектов Смольного. Сохранен Трамвайный парк № 2 на Васильевском острове. «Вице-губернатор Алла Манилова лоббировала строительство на его месте дворца для международных экономических форумов, который тщательно маскировался под дворец искусств», - вспоминает Алексей Ярэма. Не будет сноса на Ново-Адмиралтейском острове в той его части, которая подходила под строительство моста. Приостановлен проект Набережной Европы. В результате панорама города сохранена от вмешательства постиндустриальной застройки.
В декабре прошлого года на первой встрече с градозащитниками Георгий Полтавченко объявил о моратории на снос и любое строительство в историческом центре Петербурга. «Часто случалось так, что при Валентине Матвиенко дома отдавались под снос, но до прихода Георгия Полтавченко документы не успевали оформить и сейчас не оформляют в связи с мораторием», - рассказывает Дмитрий Ратников.
Показателен случай с домом Абызы (домом Зиновьева) на набережной Фонтанки, 23. Проект компании-застройщика не прошел экспертизу. Из документов у нее только разрешение на строительство, которое фактически не дает права вести какие-либо работы. Еще один пример – улица Константина Заслонова, 8-б. Здание планировали отдать под снос при условии сохранения фасада. Инвесторы не могут реализовать этот проект. То же с купеческими домами на Синопской набережной (№ 68-70). «Матвиенко предлагала отдать двухэтажные здания под «реконструкцию» и сделать из них шестиэтажные. Полагаю, это невозможно осуществить без сноса. Сейчас этот проект реализуется с реставрацией, этажность изменена не будет», - говорит Дмитрий Ратников.
Почему же мораторий на снос и строительство в историческом центре работает не всегда и не для всех? На 12-й Красноармейской снесли здание мебельной фабрики «Ладога». По указанию Георгия Полтавченко служба строительного надзора оштрафовала компанию-застройщика на пятьсот тысяч рублей. Однако им удалось доказать в суде, что штраф незаконный. Ситуация может повториться с домом Шагина, где с застройщика взыскали те же пятьсот тысяч, и он тоже обратился в суд. «Было указание свыше, но не очень понятно, как оно реализуется», - считает Дмитрий Ратников. - Компании штрафуют, они приходят в суд и отменяют штрафы. Получается такое указание морозить стройки и договариваться с близкими Смольному людьми, а как такового моратория на снос нет», - заключает журналист.
Не берется загадывать на весь срок правления Георгия Полтавченко заместитель председателя петербургского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Александр Кононов: «Первые шаги администрации говорят о том, что градостроительная политика меняется в лучшую сторону. Сносы в историческом центре три года де-факто запрещены по 820 закону («О границах зон охраны объектов культурного наследия» - прим. «МР»), декларировано, что строительство будет вестись в исключительных случаях. Могу это только поприветствовать и надеюсь, что за программными заявлениями последуют соответствующие законы. Были попытки сносов со стороны некоторых застройщиков. Некоторые попытки увенчались успехом. Это говорит о том, что они привыкли жить вне правового поля».
«С дефицитом бюджета мораторий на снос в историческом центре не связан, - продолжает Александр Кононов. – Просто у администрации Георгия Полтавченко другая установка. Для прежней власти безусловным приоритетом были инвестиции. Ради крупных проектов открывалась зеленая улица в законодательном и административном смысле. Сейчас эта политика заводит город в тупик. Поэтому Полтавченко совершает закономерный поворот в сфере охраны культурного наследия. В Петербурге 24 июня впервые откроется сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас формируется программа по историческому центру Петербурга».
Заместитель председателя петербургского отделения ВООПИиК считает, что политика по отношению к недобросовестным застройщикам будет ужесточаться. «Компании, которые реально соблюдают законы и готовы вкладывать какие-то средства в сохранение исторического центра, будут получать поддержку. Думаю, не все застройщики будут приветствовать эту новую политику», - заключает Александр Кононов.
Власти все чаще говорят о патриотизме, но как только дело доходит до сохранения исторических ценностей, разговоры прекращаются и верх берут инвестиции. Как и в случае с назначением в Совет по сохранению культурного наследия при губернаторе, так и в случае с приданием Охтинскому мысу статуса археологического памятника, Георгию Полтавченко предстоит пройти экзамен на патриотизм. Судя по фотографиям разрушенных зданий, экзамен предстоит не из простых.