В петербургском парламенте начинается процесс принятия законодательства о губернаторских выборах. Закон сочинила группа авторов, на заседании Комитета по законодательству его представил председатель КПЗ, автор скандального закона о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних Виталий Милонов. Несмотря на то, что законопроект не противоречит федеральному закону, петербургский вариант имеет ряд особенностей и до боли напоминает скандальный закон о выборах депутатов ЗакСа.
Первое. Законопроект допускает участие в выборах граждан по месту пребывания, не проживающих в Петербурге. Также сохранена норма о голосовании по почте. По словам председателя редакционной комиссии Александра Кобринского, эти правила выгодны действующей власти. Депутат считает, что, кроме Милонова, его писали в Горизбиркоме при участии Смольного. Кроме того, ссылки Милонова на подобные законы в других субъектах Федерации свидетельствуют, что были даны некие команда с самого верха.
В свое время петебургское ноу-хау об избирателях-гастарбайтерах (голосовать могли только граждане России, которыми, в том числе, являются выходцы с Северного Кавказа) нещадно критиковали в Центризбиркоме, но никакой реакции из Петербурга на эти предписания не последовало.
Александр Кобринский предвидит, что на выборах губернатора повторится ситуация 4 марта: толпы избирателей с фальшивыми регистрациями, автобусы с желающими проголосовать по почте, и как следствие – массовые фальсификации. «Яблоко» не поддержит такой закон, - заявил он.
Депутат также отметил, что закон изначально является безобразным, так как введение «муниципального фильтра» нарушает конституционный принцип разделения местной и государственной власти.
При этом в Петербурге попытались, насколько возможно, усложнить процесс регистрации кандидатов в губернаторы.
Второе. Конструкция «муниципального фильтра» предписывает претенденту представить 5-10% подписей в свою поддержку от общего количества местных депутатов , при этом кандидат должен быть поддержан не менее, чем в ¾ муниципалитетах.
Законотворцы вписали в питерский закон верхнюю планку-10%. Милонов поясняет, что 5% от 1500 петербургских муниципалов составляет 75 человек, а ¾ от 111 МО – равно 83. Таким образом, собрав 5% подписей , кандидат не выполняет вторую часть нормы, и ему может быть отказано в регистрации. «Да это в пользу малых партий», - упорствует депутат.
Кобринский считает, что единоросс лукавит, и будет вносить в законопроект свою поправку. По ней кандидат должен заручиться поддержкой не менее, чем в 3/4 муниципалитетах, и собрать при этом от 5 до 10% подписей.
Третье. Кроме того, никаких самовыдвиженцев не будет, хотя их участие допускается федеральным законом с оговоркой «на усмотрение регионов». Выдвигать кандидатов смогут только политические партии. Авторы усмотрели в этом «анахронизм» и наделили правом выдвижения только политические партии. По мнению Виталия Милонова, Петербургу не нужны никакие самовыдвиженцы». «В городе большая масса либеральной интеллигенции, которая может за 4,5 года создать любую демократическую партию», -- говорит Милонов. По его мнению, эта норма рассчитана на малонаселенные районы, где сложно создать партию.
Четвертое. В законе есть также пункт, позволяющий Георгию Полтавченко занимать должность три срока без перерыва. Согласно тексту, «одно и то же лицо не может замещать в результате выборов должность губернатора более двух сроков подряд». В федеральный закон, содержащий запрет на работу губернатором более двух сроков подряд, вносится фраза «в результате выборов». У Полтавченко, назначенного до вступления в силу регионального закона, сейчас идет «нулевой срок».
Порядок выборов губернатора принимается в срочном порядке. Милонов сообщил, что будет вносить его в повестку следующего заседания с голоса. Он ссылается на то, что закон следует принять до 1 июля, а если депутаты протянут время в дискуссиях, то Законодательное собрание может быть распущено.
«Закон сырой, там много несоответствий, нарушена нумерация глав, - парирует Кобринский. Например, предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата прямо на заседании КПЗ снизили в 6 раз, от 600 до 100 млн рублей. Также признали, что максимальный взнос пожертвований физического лица в размере 12 млн может вызвать вопросы к кандидату, планируется уменьшить его до 100 тыс рублей. Яблочник также считает, что роспуск Законодательному собранию не грозит, если закон начнут рассматривать до июля.