Скандалы, интриги, утки: рокировка Голиковой и Набиуллиной, удовлетворенное молчание Шувалова, настороженный взгляд Сечина. Со дня на день мы узнаем имена людей, которые будут нами править ближайшие 4 года. В среду, 15 мая, Дмитрий Медведев отнесет список своих министров Владимиру Путину (ранее тот носил точно такой же список Медведеву), и не позднее 22 мая станет известен поименный состав правительства. По некоторым данным, в него войдут наши старые петербургские знакомые: например, бывшая пиарщица Смольного Алла Манилова.
Новый премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сегодня, 15
27 человек на сундук мертвеца
Премьер-министр, руководитель аппарата, 2 первых вице-премьера, 5 обычных вице-премьеров, 18 федеральных министров. Итого – 27 важных и сытных должностей. Самая важная и сытная уже у Дмитрия Медведева, но кого определят ему в команду – загадка. Некоторые департаменты чуть более хлебные: например, Министерство обороны. Некоторые – чуть менее: Министерство регионального развития. Но за каждое кресло идет тихая, подковерная борьба.
"Очевидно, часть людей придет в правительство из окружения Дмитрия Медведева, – говорит политолог Сергей Черняховский. – Это будет так называемый волошинско-чубайсовский вектор, люди из того сегмента элиты, который выступал за сохранение Путина, но за ограничение его власти, намереваясь конвертировать лояльность в будущие места в правительстве. Персональное кресло светит Аркадию Дворковичу и Наталье Тимаковой. Однако помимо этих, экспериментальных министров, будут и другие. Дмитрий Рогозин – он был введен совсем недавно, это был сознательный политический жест, контракт с националистической частью общества. Сохранит свой пост и Шувалов – Медведев ему уже поручил курировать ряд экономических вопросов. Под вопросом Сечин – но это человек, которому доверяет Путин, он осуществляет контроль за ТЭКом, а Путин ТЭК не отдаст. Либо Сечин сохранит пост, либо уйдет на не менее значимую должность".
Кто лучше знает свое дело – тот и должен заседать в правительстве, но вряд ли так бывает даже где-нибудь в идеальной Исландии. Нужные знакомства, выслуга лет, экономическое и региональное лобби – будут учтены все факторы, чтобы никому обидно не было.
"Проблема формирования правительства – в федеральной специфике России, – говорит политолог Александр Ципко. – Вот уберут Нургалиева, но хочет Медведев или нет, а в правительстве должны быть люди от татар. В России 20% мусульман – должен же их кто-то представлять. А если мы думаем о целостности России, должен быть кто-то и с Северного Кавказа. С наибольшей вероятностью сохранят свои посты Владислав Сурков и Игорь Шувалов. Решать, конечно, будет Путин, а не Медведев. Но Путин создаст все условия, чтобы сохранить Медведеву имидж либерала. Впрочем, если рассуждать всерьез, мы за всеми этими разговорами забываем о злободневных проблемах и замещаем их второстепенными проблемами. Жуткое различие в уровне жизни людей, ненормальный разрыв раз в 15, поразительный уровень преступности… Мысль о том, что если правительство будет другое, то все изменится – это иллюзия, полное непонимание России, в которой мы живем".
Кто войдет в правительство России
Премьер-министр – Дмитрий Медведев.
Руководитель аппарата правительства – Антон Вайно. Блеклая фигура на технической должности. Вайно ввели в правительство в декабре 2011 года, причин менять его – нет.
Первый вице-премьер – Игорь Шувалов, компромиссная фигура. К тому же Дмитрий Медведев уже поручил ему "координировать работу по исполнению президентских указов в сфере экономики" – что бы это ни значило, это гарантия сохранения должности.
Вице-премьер по сельскому хозяйству – Елена Скрынник. Виктор Зубков всем хорош, но ему уже 70. Когда Зубков уйдет на почетную пенсию, его с большой вероятностью заменит действующий сельхозминистр Скрынник, а ее в свою очередь – кто-то из агробизнеса. Однако назвать точное имя пока затруднительно.
Вице-премьер по модернизации – Владислав Сурков. Еще один обладатель не по годам почетной пенсии, то есть ни к чему не обязывающей должности с громким названием. Впрочем, модернизация в России связана больше с пиаром, чем с наукой, так что гениальный медиа-менеджер Сурков на своем месте пригодится.
Министр связи и массовых коммуникаций – Наталья Тимакова. Она была пресс-секретарем Путина, еще когда того назначили премьер-министром в первый раз. Верный пиарщик президентов и звезда медведевской команды, 37-летняя Тимакова способна и на большее. Кстати, действующий министр СМИ Игорь Щеголев тоже выбился в люди из пресс-секретарей.
Министр экономического развития – Аркадий Дворкович. Он и так четыре года был министром без портфеля, числясь помощником президента по экономическим вопросам.
Министр финансов – Татьяна Голикова. Почему бы и нет: здравоохранение при Голиковой уже развалилось, время браться за финансы.
Министр культуры – Алла Манилова. Наконец-то в правительстве появится третья женщина. Кто-то скажет, что бывшая главная пиарщица Смольного мелковата для этой должности, но если вспомнить, что действующий министр культуры Александр Авдеев ранее был всего лишь послом в Болгарии... Манилова уж точно ближе к теме.
Судьба доброй половины министерских кресел неясна. Понятно, например, что Рашид Нургалиев будет уволен - но кем его заменят, пока неясно. Дальнейшее - гадание на кофейной гуще.
"Путинских и медведевских людей в правительстве будет поровну, – говорит политолог Марк Урнов, декан факультета политологии Высшей школы экономики. – Я не готов делать персональных прогнозов, но могу сказать точно: это не будет правительство реформ. Слишком много обещано ВПК, слишком интенсивно падает доверие к Путину, а к Медведву и подавно. И на этом фоне никакое правительство никакие реформы проводить не будет, а попытается обеспечить более-менее стабильное существование, стаус-кво с подкармливанием социальных слоев, которые являются опорой режима. Это силовые структуры и пенсионеры. А все, что касается супернасущных вопросов – медицина, например, или образование, – здесь следует ожидать сокращения инвестиций, урезания средств. Коррупция станет только сильней, потому что сохранится ощущение последнего хапка. Зато будет много пиара: мы встали с колен и так далее".
В переводе с политологического на общечеловеческий: ничего не изменится, всем спасибо за внимание.