Истории

В школах много ненужных уроков - такими их делают учителя

В России всерьез озаботились низким качеством школьного образования – особенно в области естественных наук. Ученики получают слабые баллы по ЕГЭ, хотя в некоторых вузах они все равно считаются проходными. В ущерб фундаментальным наукам появляются дополнительные предметы, без которых раньше, казалось бы, неплохо жилось. «Мой район» выяснил, как изменилась программа в сравнении с 80-ми годами и к чему это привело.

В принципе, к чему привело – уже известно. На ближайших экзаменах физику, биологию и историю будут сдавать примерно по 25 процентов выпускников, химию – не более 18, зато обществознание – 60 процентов. Проходной балл по физике окажется крайне низким, вузы пополнят троечники, которые впоследствии станут средненькими инженерами. От них можно было б избавляться по ходу обучения, но новых студентов взять неоткуда. Выход один – хорошо учить в школах. Для этого организовывают кружки (а не платные факультативы, где дочитывают и дообъясняют то, что не успели на уроке). Пионером здесь стал петербургский физико-математический лицей № 30. Но бесплатные кружки, в первую очередь по математике и физике, должны появиться в каждой школе. Дети станут учиться там бесплатно, преподаватели – получать деньги из бюджета. Только так удастся заделать брешь.

Так выглядит указ "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", опубликованный на днях. Получается, что заповедь министра образования Андрея Фурсенко – вырастить квалифицированного потребителя – нравится не всем его подчиненным.

В 80-е годы обычная школьная неделя для 11-классника включала 30 учебных часов (шестидневка с 5 уроками или пятидневка с шестью). И распределялись они так.

Русский язык читали 4-5 раз в неделю. Сейчас – только три часа.

Литература – 4 раза в неделю. Сейчас – три.

Английский – 2 часа в неделю. Сейчас – три.

Алгебра – 4 часа в неделю, геометрия – 2 часа. Без изменений.

Физика, химия, биология, история – 2 часа в неделю. Без изменений.

География – 2 часа в неделю. Сейчас 1 час.

Экология – раньше не было, сейчас 1 час в неделю.

Обществознание – раньше не было вовсе или 1 час в неделю. Сейчас 1 или 2 часа

Информатика – раньше не было вовсе, сейчас 2 часа в неделю

Мировая художественная культура – раньше не было, сейчас 1 час.

Физкультура – 2 часа в неделю, сейчас 2 или 3.

Краеведение (история города) – раньше не было, сейчас 1 час в неделю.

Труд и технологии – раньше 2 часа в неделю, теперь нет совсем.

Экономика – раньше не было, теперь 1 час в неделю

Дополнительные курсы – валеология, основы православной культуры, правоведение – в разных школах преподаются по-разному. Обычно время для них выкраивается за счет биологии, литературы и обществознания соответственно. Есть еще предмет «Россия в мире» - впрочем, правильней все-таки назвать его образовательным модулем, ведь ЕГЭ по нему не сдают. Это такой набор лекций, в котором намешано от обществознания, географии, экономики, истории и др.

Опрошенные «МР» учителя проявили солидарность и не стали отзываться о тех или иных предметах как о совсем уж ненужных. Но поделились своим недоумением. Например: зачем в школе столько уроков по ОБЖ: их читают с 5-го класса, а раньше начальная военная подготовка начиналась только в старшей школе. И не слишком ли растянуты программы, которые раньше были предназначены для старшеклассников, уже обремененных хорошим багажом знаний, а теперь – для учеников восьмилетки. Заведующая кафедрой химического образования РГПУ имени Герцена Ольга Роговая поясняет это на примере своего сына.

- В Америке курс информатики он прошел за полгода. Этого времени ему хватило, чтобы освоить слепую машинопись и две нужные ему программы – Photoshop и Exсel. Почему у нас информатику учат сейчас со второго класса, но компьютер дают только в шестом? До этого, конечно, есть свои полезные занятия, которые сродни математическим. Но американская система меня впечатлила больше.

Среди новых предметов в число наименее значимых попали обществознание, краеведение и экология. А лидер по числу положительных отзывов – второй иностранный язык. К повсеместному внедрению третьего урока физкультуры отнеслись в целом положительно.

Ни один преподаватель не отозвался плохо об Основах православной культуры. Главным образом, потому что у нас их еще не преподают.

Алексей Дунев, преподаватель русского языка в РГПУ имени Герцена и в Ново-Девяткинской школе отметил: «Сам я ни за что бы не стал преподавать этот предмет, я не знаю, как это делать. Да, есть риск, что его будут внедрять с помощью или некомпетентных учителей, или ярых фанатиков. Вообще все эти новые предметы – не проблема, если есть хороший учитель. Специалист, даже если ему оставят из 3 часов в неделю один, сумеет справиться и научить учеников. А бездарь не будет знать, что ему делать с пятью часами в неделю.

И все-таки учителя в смятении: им явно не хватает времени. Вроде бы у физики не стали отнимать часы – их как было два в неделю, так и осталось. Но вступили в силу новые санитарные нормы – и уроки сократились с 45 минут до 40, а кое-где до 35 минут. Опросив несколько профессоров педагогического университета, «Мой район» убедился, что все преподаватели недовольны учебной сеткой, все считают, что их обделили, за исключением профессоров с кафедр социологии и правоведения.

- Мы удовлетворены тем, как обществознание обеспечено часами. Видно, что Россия строит правовое государство, - отметил проректор университета Герцена Василий Рабош.

- Мы крайне недовольны, как сокращаются в школах часы, отведенные на химию, - сообщил декан химфака Виктор Васильев. – Недавно проходил съезд преподавателей органической химии, и там даже профессора МГУ пожаловались, что первокурсники слабеют с каждым годом. Что же происходит в непрестижных вузах?

Учителя не виноваты, что прошла мода на технические специальности. ЕГЭ по обществознанию – это не только шаг к юридическому или социологическому диплому, а еще и возможность «выучить и не париться» вместо того чтобы грызть гранит, решая физические задачи.

- Моду на физиков продиктовало государство. Оно гарантировало выпускникам трудоустройство, - говорит Ольга Роговая. – Теперь допустим, что задача государства – это и в самом деле растить потребителя. Должен он знать, что это за пищевые добавки содержатся в продуктах? Должен он правильно рассчитывать кредиты? Наука нужна даже потребителю, почему ему не дают учиться?! Сейчас эту функцию взяли на себя частные структуры. Так, буровая компания «Евразия» открыла в тех населенных пунктах, где у них свои нефтеперерабатывающие заводы, 29 (!) химических классов. Им вдруг остро стало не хватать специалистов. Они приплачивают школьным учителям по химии (остальные исходят завистью, но ничего не поделаешь) очень неплохие бонусы, чтобы те проводили со школьниками дополнительные уроки. Потом эти школьники идут в вузы и техникумы, становятся нефтяниками. Представляете: раньше студенты-целевики были только в вузах, а теперь – еще и в школах. Государству не нужны грамотные специалисты, но они нужны бизнесу.

Такая система не разовьется в отношении других предметов. Если учителя и будут давать дополнительные уроки – то только за счет родителей.

Кстати, химические и физические лаборатории в школах до сих пор оборудованы преотвратно. Многим ребятам, может, и понравилась бы химия, но какой смысл любить ее заочно, ни разу не держа в руках пробирку. Педагоги и программисты давно придумали замену – компьютерный стимулятор, который по крайней мере безопасен. Но их тоже почему-то не закупают.  

share
print