5 лет назад в нашем городе появилась первая в стране современная Карта шума. Она была сделана по заказу города в ответ на Директиву ЕЭС. Принятая в 2002 году Директива предписала всем странам Еврозоны создавать карты шума для городов с населением свыше 100 тысяч человек. Это была 3-я карта, после Парижа и Лондона, позволяющая не только узнать уровень шума у каждого городского дома, но и прогнозировать шум при строительстве, развитии инфраструктуры. Карта оказалась не нужна.
«Возможности этой карты не переоценить, в Европе на такие карты опираются при строительстве любых объектов при решении проблем шума» - говорит Николай Иванов, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности БГТУ «Военмех».
1600 замеров, почти миллион точек города, в которых рассчитаны уровни шума железнодорожных объектов, автотранспорта, трамвайных парков, магистралей, ТЭЦ и т.д. Единственная в стране компьютерная программа для расчетов карт шума SoundPlan помогла рассчитать шум на каждом квадрате 50 на 50 метров. Оказалось, что 60% петербуржцев живут в зонах, где нормы превышены в несколько раз. В первую очередь из-за автотранспорта. Особенно страдают Адмиралтейский, Центральный, Петроградский, Фрунзенский, Кировский районы и вся жилая застройка вдоль дорог с активным движением.
Также ученые не только предложили список мер по снижению шума, но и подсчитали, сколько нужно средств на них. Оказалось, чуть более 3 миллиардов рублей, которые надо направить на установку акустических экранов, перераспределение потоков траспорта, остекление шумозащитными окнами, реконструкцию трамвайных путей. Есть даже асфальт с противошумными свойствами!
Причем найти эти деньги, по подсчетам специалистов, можно, не кромсая бюджет.
«В городе есть масса мест рядом с железнодорожными путями, где из-за шума ничего не строят. Подсчитано: два десятка километров акустических экранов вдоль железных дорог создадут возможности для строительства 9,5 миллиона квадратных метров дешевого, удобного жилья. Вот и деньги», - говорит профессор.
Однако принятия каких-то решений по борьбе с шумом не последовало. Карте не придали никакого официального юридического статуса. «Весь выхлоп – десятки моих интервью в СМИ. Всем было любопытно, но не более!» - с сожалением резюмирует Н.И. Иванов.
Спустя 5 лет карта по-прежнему актуальна, хотя и нужны коррективы – достроена КАД, появился ЗСД, пробиты новые дороги. Заказа на продолжение работ нет, да и сам труд ученых пылится на полке.
Почему – ответ прост. Помимо шумовой карты в каждой европейской стране есть и строгий Закон о шуме, который заставляет к этой карте прислушиваться. Так, например, в Париже строят подземные транспортные тоннели в местах, где шум сильно превышен.
Ни в России, ни в Петербурге такого закона нет. «Попробуйте слить в Неву какие-то химикаты – штрафы последуют немедленно. А «сбрасывать» на жителей шум по-прежнему можно, хотя он находится в тройке самых опасных экологических факторов», - сетует профессор Иванов.
А между тем городской шум сокращает нашу жизнь. Официальные данные ученых Москвы – люди, живущие в московских районах с превышением норм шума, живут на 5-10 лет меньше, чаще страдают сердечными заболеваниями, гипертонией, снижением иммунитета. По словам Леонида Калинкина, руководителя научного центра Всероссийского НИИ физической культуры и спорта, шум – это не просто воздействие на барабанную перепонку. Шум действует на области мозга, отвечающие за работу различных систем организма. Другими словами, звук раздражает не только ухо, но и сердце, легкие, сосуды…
Ученые надеются, что новое руководство города услышит их. Но пока про шумовую карту никто не вспоминает. В Комитете по градостроительству и архитектуре «МР» ответили, что «карта устарела, и возобновлять ее не планируют». О том, почему она оказалась вообще не востребована, комментировать отказались.
Комментарий:
Андрей Ахматов, президент Ассоциации акустиков, кандидат технических наук, Университета кино и телевидения:
Огромная проблема нашего города – что до сих пор многие территории по документам являются «промышленными зонами», где нормы по шуму совсем другие (75-85 дБА-авт.). В этих зонах давно живут люди – Новоизмайловская промзона, Таврическая, Красносельская, Обуховская, Арсенальная, всего 48 промзон. Никто не снимает с территорий этого статуса. Необходимо, чтобы депутаты ЗАКСа обратили на это внимание и законодательно сняли эти ограничения по борьбе с шумом в городе.
Дополнительные материалы
В перечень больниц, находящихся в зоне шума, превышающего показатели в несколько раз, попали клиническая больница имени Соколова, Педиатрический институт, детская больница святой Ольги, городские больницы №12 и 20, родильные дома №16 и №18.
Уровни шума в городе:
Скоростные магистрали – 81-87 дБА
Магистрали общегородского значения – 70-80 дБА
Магистрали районного значения – 60-70 дБА
Автодороги внутри квартальных проездов – 50-60 дБА
Трамвай – 67-73 дБА.
Проспект Просвещения: уровень шума свыше 70 дБА с 8 утра до 20 вечера, пик в 14.00
Ленинский проспект: уровень шума свыше 70 дБА с 7 утра до 20 вечера, пики в 9 и 17 часов.
Самые шумные железнодорожные станции – Автово, Московская сортировочная (Фарфоровский пост), на улице Цимбалина, улице Кибальчича, Бульваре Красных Зорь.
Нормы для жилой застройки – с 7 до 23 часов – 55 децибел А (дБА).
Ночью – 45 дБА.
Рейтинг самых распространенных источников шума в Петербурге.
Автомобильный транспорт.
Железнодорожный транспорт.
Авиация (для районов Пулково и Пушкина)
Строительство.
ТЭЦ, котельные, промышленные предприятия.
Рейтинг по вредности для человека
Шум строительства.
Шум автомобильного транспорта.
Шум железнодорожного транспорта.