Чтобы попасть на работу простого инспектора ДПС, высокопоставленные сотрудники полиции готовы не только распрощаться со своей должностью, но и доплатить за это.
Взятка за назначение на пост в центре или на оживленной трассе доходит до миллиона рублей. Эти деньги инспектор сможет компенсировать в течение года, зарабатывая на поборах с водителей не менее 70 тысяч в месяц.
ВЗЯТКА. 13 апреля суд признал майора Валерия Ярмольчика виновным в том, что он пытался дать взятку в 30 тысяч рублей, чтобы его назначили инспектором ДПС. В тот момент полная должность Ярмольчика звучала как заместитель командира 4‑й роты полиции по работе с личным составом 1‑го полка полиции управления вневедомственной охраны главного управления ГУ МВД России по Москве. И официальный заработок его был 50 тысяч рублей в месяц. Как утверждало следствие, майор не раз предлагал деньги за то, чтобы ему дали положительный отзыв для назначения инспектором ДПС. Ярмольчика приговорили к штрафу в 900 тысяч рублей.
Размер взятки — 30 тысяч рублей — вызывает удивление, уж очень он маленький, сказал сотрудник МВД, согласившийся общаться на условиях анонимности. Но сам факт, что за устройство сотрудником ДПС кто‑то платит, удивления не вызывает.
ОБЫЧНОЕ ДЕЛО. Официально инспекторы ДПС получают около 40 тысяч. У тех, кто берет взятки, доход превышает 100 тысяч рублей. Многие только из‑за этого неофициального заработка пытаются туда попасть. Если в полиции получать левые деньги сложнее, то в ДПС берут постоянно, объяснил сотрудник полиции: «Их увольняют, сажают, они все равно берут». Для того, чтобы оказаться на теплом месте, к примеру, на Садовом кольце, платят миллион рублей.
Если человек готов платить за перевод на другое место службы, то понятно, что он собирается работать нечестно, говорит Андрей Московкин, официальный представитель главного управления собственной безопасности МВД. Однако называть это системой нельзя. Это одно из таких обывательских заблуждений, что если человек идет в ДПС, то он обязательно собирается брать взятки.
РЫБНЫЕ МЕСТА. За лакомыми участками трасс следит внутренняя служба безопасности МВД, будь то выгодная точка или та же ловушка. «Мы же тоже не зря свой хлеб едим», — говорит Андрей Московкин.
Ловушки — места, где из‑за особенностей устройства движения или неясностей разметки водители часто нарушают ПДД. Сотрудники ДПС, зная о таких местах, встают и просто ждут нарушений, объясняет Андрей Орел, координатор ФАР. По словам Андрея Орла, в Москве ему известно 50 таких ловушек.