Случилось невероятное: фальшивые чудотворцы из московской патриархии признали свое поражение. Ранее дизайнеры РПЦ "отфотошопили" фотографию Патриарха Кирилла, убрав с его руки дорогие швейцарские часы. Но схалтурили: часы сняли, а про их отражение на полированной столешнице — забыли. Блогеры подняли хитрецов на смех, и те признали: да, был коллаж, но все это страшная ошибка, виновные будут наказаны. Теперь на сайте Patriarchia.ru снова висит настоящая фотография Кирилла. На руке — часы за 30 тысяч долларов.
Ну что все к этим часам привязались. В конце концов не Rolex, не Hublot и далеко не Le temps suspendu от Hermes. Патриарх Кирилл носит скромную модель: его часы "Бреге" в корпусе из белого золота стоят лишь около 30 тысяч долларов. Чепуха. Вот только зачем главный церковник России дважды отрицал очевидное?
"Когда мы надеваем одеяние для службы, часы невозможно надеть, невозможно носить часы, — заявил патриарх в беседе с журналистом Владимиром Соловьевым. — И я смотрел на эту фотографию и вдруг понял – а ведь это коллаж! Да, я ношу часы. Эти часы мне подарил Дмитрий Анатольевич. Это наши русские часы, недорогие часы с гербом – маленькие, аккуратные часы".
Впрочем, патриарх Кирилл признал, что у него действительно есть часы Breguet, кто подарил — не ведает, лежат в коробке, не надевал ни разу.
К несчастью для Кирилла, блогеры, снедаемые бесовской завистью, нашли фото (да не одно), на котором патриарх сверкает дорогой игрушкой. Тогда церковные дизайнеры решили просто спрятать часы — благо фотошопом сейчас владеет каждый школьник... но у школьника это лучше получается. Взгляните на два фото и сравните их. Никогда и никого в современной истории не ловили на такой глупой лжи.
"В настоящее время фотография, вызвавшая недоумение, в исходном качестве возвращена на свое место, — сообщила пресс-служба патриархии. — Кэш-память сервера сайта Patriarchia.ru очищена от обработанной фотографии. Приносим извинения всем пользователям сайта за допущенную техническую оплошность".
В сущности часы — только повод задуматься о состоянии дел в РПЦ. Дворцы Путина, яхты Абрамовича и швейцарские часы патриарха — это не болезнь. Это лишь симптом болезни.
“Один любит часы, другой — костюмы. В этом нет нарушения нравственной нормы, — говорит историк и политолог Андрей Зубов. — Вот в том, что пытаются это скрыть, — да, есть какая-то неприятная детская ложь. Впрочем, человек, который не очень думает о драгоценностях, может действительно не знать, сколько стоят его часы. Тут проблема намного серьезней: в церкви построена асболютная властная вертикаль. Без изменения внутренней организации церкви, без ее демократизации будут потворяться все эти вещи с часами или куда более серьезные вещи. Например, кошмарые заявления отца Всеволода Чаплина по поводу Pussy Riot. Или неизвестные широкой публике, но достаточно хорошо известные в церковной среде события: смещают хороших священников, на их место приходят ставленники церковной администрации. Нарушены главные принципы организации церкви как общественного института. Любая неконтролируемая власть, церковная или гражданская, порождает массу негативных явлений. Вроде коррупции".
Достаточно посмотреть, как устроена церковь за рубежом. Основа ее — община. Она сама организует свою жизнь, сама выдвигает достойных людей в священники, а патриарх их только экзаменует. Настоящая церковная демократия. Итог — ни одного коррупционного скандала. А если все-таки пахнет жареным, как в Греции (где местные попы сотрудничали с наркотоговцами), — синод не покрывает виновных, а сам же отстраняет их от служения. В России — с точностью до наоборот.
"История с часами настолько же прискорбна, подла и паскудна, насколько и банальна, — говорит известный публицист Артемий Троицкий. — Честно говоря, меня крестили в младенчестве, я всегда относился с большим уважением к христианской религии и ко всем ее ответвлением. Но после всех выступлений патриарха Кирилла и прочих иерархов мне все больше хочется называть себя атеистом — хотя я вовсе не атеист, а верю в бессмертие души и в высший разум. Эти люди должны были нести учение Христово нам, грешным. Но когда я наблюдаю за всеми этими подлыми, неуклюжими, подобострастными и бессовестными поступками — я начинаю понимать, что вот эти люди точно в Бога не верят. А верят во что-то другое: в деньги, в карьеру, во всевозможные мирские радости. В этом нет ничего преступного, но это как-то не вяжется с религиозно-возвышенным образом РПЦ. У меня вызывают удивление те люди, которые не замечают очевидного и продолжают тупо, влекомые слепой верой, утверждать, что в церкви все в порядке. А мы все гнусные гонители, которым за это дело кто-то еще и заплатил".
Но в сущности горький сарказм Артемия Троицкого здесь не вполне уместен. Ведь случилось чудо — настоящее, без фотошопа. Люди уличили церковных чиновников во лжи, подняли шум и вынудили официально признать поражение. Мелочь? Но с таких мелочей все и начинается.