Эксперты выдвигают первые версии авиакатастрофы пассажирского ATR-72 под Тюменью, в которой погибло 32 человека. Самая вероятная причина — отказ двигателя ATR-72 в результате обледенения. Самолет, обслуживаемый авиакомпанией "ЮТэйр", был произведен во Франции, машины этого типа не предназначены для эксплуатации в условиях сибирских морозов. В понедельник утром вскоре после взлета под Тюменью разбился пассажирский самолет компании "ЮТэйр", выполнявший рейс UTA-120. На борту было 43 человека, выжило только 11.
Последний рейс UTA-120
Хронология авиакатастрофы под Тюменью уже восстановлена. В понедельник, ровно в 7:30 по местному времени (5:30 по Москве) самолет ATR-72 компании "ЮТЭйр" вылетел из аэропорта "Рощино" (Тюмень). В 7:35 лайнер пропал с экранов радаров и перестал выходить на связь. В 7:50 самолет разбился в 40 километрах от взлетно-посадочной полосы, неподалеку от деревни Горьковка. Когда местные жители и спасатели увидели обломки, те еще горели.
"Вероятнее всего, у самолета отказали двигатели, — говорит летчик-испытатель Александр Акименков. — Судя по тому, что люди остались живы, экипаж все-таки смог посадить самолет в тундре. И если бы двигатели при этом работали, посадка была бы гораздо более мягкая. Следовательно — отказ силовой установки обоих двигателей, и самолет летит как кирпич с небольшими крылышками. Упал он где-то в 30-40 километрах от аэропорта, значит после взлета он успел набрать около 2 тысяч метров. На такой высоте минус 14 — хорошие условия для обледенения. Оно бывает разным, в данном случае случилось обледенение силовой установки. Образующийся лед летит в лопатки компрессора, летит в турбины, и двигатель выходит из строя".
Made in France
ATR-72 — проверенная, надежная и дешевая модель. Двухмоторный турбовинтовой самолет для среднемагистральных перелетов, рассчитан на 74 пассажиров. Производится во Франции с 1988 года. В самой Франции не падал ни разу. Примечателен список стран, в которых чаще всего случались катастрофы с участием ATR-72: Индия, Мьянма, Габон... Скажем так, не самые передовые авиадержавы. Теперь в этом списке и Россия.
"В России сертификат самолетам выдает государственный лицензионный комитет, — продолжает Александр Акименков.— Организация эта отнюдь не объективная. Самолеты, которые поступают к нам, не адаптированы к условиям эксплуатации в России. Максимум, что позволяют у нас — ознакомительные полеты. А понять, что за самолет — невозможно за пару полетов. ATR-72 рассчитаны на среднюю полосу и не рассчитаны на большие темпы обледенения".
Лед на элеронах
Советские самолеты, как их ни ругай, отличались одной прекрасной особенностью: на них стояла и стоит самая мощная в мире антиобледенительная система. Чего не скажешь о европейских машинах.
Дважды самолет ATR-72 падал в США. Была назначена самая строгая комиссия, которая выявила конструктивную недоработку крыла: при понижении температуры и повышении влажности на элеронах легко нарастает лед. Теперь самолетам этой модели в США запрещено подниматься выше 2 тысяч метров.
Россия — объективно очень холодная страна. Тем более — Тюмень. Тем более — в начале апреля. Дело в том, что именно в треугольнике Архангельск — Сыктывкар — Нарьян-мар (недалеко от которого находится Тюмень) проводятся летные испытания самолетов на обледенение. В этих местах не просто высока вероятность обледенения, а идеальные для этого условия.
"Все-таки пока рано говорить, кто виноват, надо ждать результатов расследования, — говорит летчик-испыттаель Магомед Толбоев. — Но не так важно, какой модели был этот самолет. А важно, как долго он был в эксплуатации и как именно его эксплуатировали".
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) уже начал формировать комиссию для расследования катастрофы. Впрочем, источник, близкий к комитету, настроен скептически.
"Маковская комиссия, расследующая эти дела — комедия. Судите сами: я сам даю черт знает каким самолетам сертификат, я же и расследую свои злоупотребления. В результате вот уже двадцать лет ничего не меняется, все только хуже".
Кстати, у компании UTair есть еще 18 самолетов этого типа. Не дай Бог, но это может быть не последнее падение ATR-72.
Видео: Первый канал
Список пассажиров самолета, разбившегося под Тюменью
Курочкина Ольга Геннадиевна.
Жукова Оксана Викторовна
Прямушкина Наталья Александровна
Крутько Сергей Викторович
Мальцева Галина Павловна
Захаров Анатолий Владимирович
Аверченко Анастасия Геннадьевна (ВЫЖИЛА)
Иванюта Дмитрий Николаевич
Акиньшин Александр Вадимович (ВЫЖИЛ)
Мартьянов Антон Борисович
Сидоров Кирилл Александрович (ВЫЖИЛ)
Игнатьев Николай (ВЫЖИЛ)
Волкова Людмила
Проворотов Михаил Николаевич
Павлинский Руслан Борисович (ВЫЖИЛ)
Жириков Дмитрий Александрович
Куляшов Денис Валерьевич
Якушков Сергей Евгеньевич
Холодилов Иван Владимирович
Пейль Константин Викторович (ВЫЖИЛ)
Кудрявцев Дмитрий Владимирович
Рябков Иван Иванович (ВЫЖИЛ)
Искрин Александр Юрьевич
Шибакин Сергей Николаевич
Федоров Юрий Николаевич
Лебедев Александр Иванович
Ботнарь Разида Нурмухаметовна
Богдан Валерий Петрович
Баженов Камил Юрьевич (ВЫЖИЛ)
Юферов Владимир Николаевич
Медведев Николай Яковлевич
Актаев Алексей Григорьевич
Полиенко Виктор Анатольевич
Рубанко Вячеслав Геннадьевич (ВЫЖИЛ)
Ложкина Галина Борисовна
Коровин Алексей Николаевич (ВЫЖИЛ)
Абрамова Ольга Сергеевна
Пачежерцева Татьяна Сергеевна
Быковский Дмитрий Владимирович (ВЫЖИЛ)
Анцин Сергей Сергеевич
Чехлов Никита Витальевич
Бердникова Мария Владимировна
Болдырева Любовь Владимировна