Предварительные итоги выборов президента в Петербурге подведены. Жалобы на недопуск к работе наблюдателей поступают от всех штабов Миронова, Прохорова, Зюганова, зато от сторонников Путина и Жириновского жалоб нет. Абсолютный рекордсмен по числу несправедливых, по мнению представителей, наездов – штаб Михаила Прохорова, за ним следуют зюгановский и мироновский. Представители средств массовой информации вполне могут создавать свою партию недовольных, поскольку им чинят активные препятствия представители участковых и территориальных избирательных комиссий.
«Впечатление сложилось такое: будто УИКи и ТИКи не подчиняются горизбиркому. Всю неделю зам главы избиркома Дмитрий Краснянский информировал глав
комиссия, что для работы журналиста на выборах достаточно иметь редакционное удостоверение и направление. Но члены комиссий придумывают
все новые и новые требования: предъявить устав редакции и т.п., заверенную нотариусом копию свидетельства о регистрации издания и т.п.» - отметила Диана Качалова, дежурный от Союза журналистов на выборах в Петербурге. Последней жертвой не в меру ретивых членов районного избиркома стал корреспондент газеты Helsinki Sanomat.
Впрочем, журналистам повезло больше, чем наблюдателям: их, о крайней мере, не отправляют в полицию. Подобный случай был зафиксирован на участке в Инженерно-экономическом университете в Петербурге. Там сотрудники полиции забрали с участка наблюдателя от КПРФ и отвезли его сначала в отдел милиции № 28, а потом в суд. Еще одного наблюдателя, кстати, инвалид, просто грубо вытолкали. Оба нарушили «правило»: стояли слишком близко к урне.
Возникают неприятности и с сопровождением мобильной урны, которая выезжает голосовать на дом к инвалидам и старикам в Петербурге. Фотокорреспондента не пустили в рейд с урной, «чтобы не разглашать адреса социально незащищенных слоев населения». А наблюдателей от коммунистов и «справедливороссов» - потому что якобы не было мест в машине. Для представителей штаба путина места обычно находятся.
Председатель совета Лиги избирательниц Татьяна Дорутина отметила два массовых нарушения на петербургских участках. Это голосование лиц, имеющих только временную регистрацию, и подкладывание списка с дополнительными избирателями к основному. «После 4-го декабря было много возмущенных возгласов по поводу "временщиков",
голосующих где попало. Им запретили голосовать, об этом неделю назад сообщил глава горизбиркома Александр Гнетов, но потом ЦИК сделал разъяснение: голосовать можно, но предупредив УИК за три дня до выборов, чтобы внесли в список. А сейчас получается, что человек приходит без всякого предварительного звонка и в список попадает сразу.»
Затем, по словам Дорутиной, дело обстоит так: дополнительный список с проголосовавшими временщиками подкладывается к основному. Сразу, а не после окончания голосования, как положено. Это не дает возможности наблюдателям сразу зафиксировать, сколько временщиков проголосовало на каждом участке, а между тем, существует специальная норма - 5 процентов. Если больше - то выборы на этом участке можно объявить несостоявшимися.
Напомним, что на нынешних выборах президента в России впервые стали использовать прозрачные урны и web-камеры. На некоторых участках камеры оказались завешаны воздушными шариками, а председатель запретила их снимать. Кроме того, на участках, расположенных, в частности, в межвузовском студенческом городке, установили сразу и старые, и новые урны. Старые используются для различного рода жалоб, но не избирательные нарушения, а на жизнь.
- Студенты опускают туда жалобы на плохие условия жизни в общежитиях, - сообщил член штаба Путина, председатель федерации профсоюзов Владимир Дербин.
Несколько раз возникали проблемы с фальшивыми наблюдателями. Например, штаб Прохорова в Петербурге раздал наблюдателям удостоверения, проштампованные факсимиле доверенного лица кандидата – адвоката Игоря Кучеренко. Но в последний день, во избежание появления липовых наблюдателей, факсимиле заменили обычной, ручной подписью. Однако вместо того чтобы отсечь своих от чужих, члены штаба столкнулись с еще большими сложностями. Тут же возник слух, что Кучеренко лишен полномочий, а его подпись недействительна.
Кроме того, прохоровцы жаловались на участки-фантомы: по указанному адресу вдруг оказывалось помещение ЖЭКа, где никакого голосования не проходило, хотя какие-то люди явно мелькали внутри. Но голосующих не пускали, а наблюдателей – тем более.
В комиссиях стали возникать потасовки между наблюдателями от штаба одного и того же кандидата, в результате чего глава горизбиркома Александр Гнетов сделал специальное разъяснение: на участке остается работать наблюдатель, пришедший первым, но сам же штаб кандидата может его в любой момент отозвать И заменить на пришедшего вторым.
В целом голосование протекает активно, хотя и не такими быстрыми темпами, как на прошлых президентских выборах. Зато быстрее, чем в декабре – на парламентских. Впрочем, у нас сегодня и светает раньше, чем в декабре, но позже, чем в марте 2008-го.
Наибольшую активность к середине дня проявили жители Кронштадтского и Фрунзенского районов, наименьшую – Выборгского и Приморского.