Судьбу Охтинского мыса на днях снова обсуждали в Доме Архитектора. На сей раз поводом послужили дипломные работы проектов ландшафтов Охтинского мыса выпускников и студентов СПбГАСУ и Академии художеств имени Репина.
Будущим архитекторам предложили «разместить» на нем Археологический музей – так как они его видят.
Петр Сорокин, кандидат исторических наук, руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции напомнил, что сохранение свидетельств прошлого – вопрос государственной важности, однако до сих пор город не решил эту проблему, так как земля принадлежит «Газпрому».
Напомним, археологические объекты на Охтинском мысу выявлены на территории в 31 тысячу квадратных метров и относятся к разным эпохам.
Это:
-стоянки эпохи неолита, раннего метала,
-мысовое городище XIII века с капищем древних славян,
-крепость Ландскрона, построенная итальянскими архитекторами из Рима, 1300-1301 годов,
-позднесредневековый могильник XVI-XVII веков.
-крепость Ниеншанц XVII века, двух периодов существования,
-Охтинская верфь ХIX века
Сегодня архитектурные и фортификационные сооружения, обнаруженные на Охтинском мысу, продолжают находиться под угрозой исчезновения, напомнил Анатолий Кирпичников, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом Славяно-финской археологии ИИМК РАН.
Отказ городских властей от возведения Охта-центра пока вовсе не означает, что на этом месте появится ландшафтный архитектурно-археологический музей с полным сохранением обнаруженных памятников. На данный момент раскопки прекращены, памятники не законсервированы и медленно разрушаются под дождем и снегом.
Деньги на консервацию объекта не выделяются. А «Газпром» намерен отдать этот участок в 4,7 га под застройку.
Тем не менее, историки и археологи продолжают борьбу за будущий музей, и дипломные работы будущих архитекторов – одна из вех в этом непростом деле.
Проект Дмитрия Егорова, Академия художеств
Дмитрий решил выполнить проект в бетоне и стекле, оставив также исторические сваи Петрозавода – последнего сооружения на Охтинском мысу. Движение посетителей музея планируется по обрису крепости Ниеншанц, далее спуск в ров, где сохранились остатки Ландскроны, и снова выход в вестибюль.
Высота над земле 22 метра, в наземном вестибюле – выставочный зал, кафе. Вокруг музея Дмитрий предложил разбить парк на площади 4, 5 гектара.
Критика проекта – нецелесообразность кафе, не отчетливо виден рисунок крепости.
Проект Никиты Лаврова, СПбГАСУ
Перед работой над проектом Никита провел социологический опрос жителей района на предмет их пожеланий о будущем Охтинского мыса. И выяснил, что люди в первую очередь хотят видеть здесь парк и зоны для детей.
Идея Никиты – соединение музея с парково-развлекательной зоной для всей семьи. Музей состоит из двух ярусов, в центре- законсервированная часть экспозиции под стеклянным куполом.
Музей должен охватывать всю историю нашего края, считает Никита, поэтому и в самом парке он «установил» элементы славянской культуры, капище. Высота сооружений – не более 12 метров.
Критика проекта – «напоминает Диснейлэнд», «нет идеологии археологического музея».
Проект Елены Мельниковой, СПбГАСУ
Проект предполагает максимальное сохранение линий крепости Ниеншанц, создание трасс и музейных пространств, позволяющих смотреть на раскопки сверху. Так как один из бастионов крепости находится на месте современной трассы, предполагается сохранение бастиона и строительство подземного туннеля под ним.
Другие проекты, представленные на заседании в Доме архитектора: